Что дает приватизация земельного участка

Содержание

Как приватизировать земельный участок: документы, порядок

Что дает приватизация земельного участка

585 просмотров

Что такое приватизация земельного участка? Это вопрос волнует, наверное, каждого гражданина нашей страны. Итак, эта процедура подразумевает переход права владения землей из собственности государственной в собственность частную.

Это дает человеку не только все права распоряжения участком, но и возлагает определенные обязанности оплата налога, использование по назначению и т.д.).

В этой статье рассмотрим подробно, как и зачем приватизировать землю, а также разберемся, кому в этом могут отказать.

Законодательная база

Переход земли из муниципальной собственности в частую регламентируется несколькими государственными нормативными актами:

  • Земельным кодексом России;
  • № 178-ФЗ «о приватизации»;
  • № 122-ФЗ «о государственной регистрации собственности»;
  • № 171-ФЗ «о дачной амнистии»;
  • местными подзаконными актами, но если их нормы противоречат федеральным, то силы они не имеют.

Основное, что необходимо знать – бесплатная выдача участков была прекращена в ноябре 2001 года, одновременно с введением ЗК РФ. После этого единственный способ получить от государства землю на безвозмездной основе – приватизация.

Так же в нормативных актах указано, что земля под любым из строений, принадлежащим гражданину, должна быть им либо приватизирована, либо выкуплена, либо находится в аренде.

Можно ли приватизировать земельный участок

Законодатель закрепляет право каждого человека один раз в жизни приватизировать участок земли. Однако если оно уже использовано, а вам необходимо стать собственником определенного надела, то придется обращаться в органы муниципальной власти и выкупать его на общих основаниях.

Стоит помнить, что приватизация относится к процедурам обращения в собственность, при которых не возникает необходимость после развода делить приобретенное имущество со вторым супругом, если иначе не будет решено в судебном порядке.

Для чего и что это дает

Приватизация земельного надела наделяет нового собственника не только правами, но и обязанностями. Так после оформления участка в собственность человек сможет:

  • продавать его;
  • оставлять в качестве наследства;
  • подарить;
  • сдавать в аренду
  • совершать иные действия по своему желанию.

Однако возникают и обязанности, а именно:

  • оплачивать налог;
  • использовать землю только по назначению (например, на землях, предназначенных для ЛПХ нельзя строить многоквартирные дома и т.д.);
  • обслуживать свой участок самостоятельно и за свой счет (например, если сельскохозяйственные земли не обрабатывать, то владелец может быть привлечен к административной ответственности).

Кто имеет право на приватизацию земельного участка

Закон позволяет обращать в собственность земельные участки не только частным лицам, но юридическим. Однако и тут есть некоторые нюансы, не все люди могут получить бесплатно надел. В Законе определены категории граждан, которые обладают правом приватизации земли:

  • через 5 лет могут обратить в свою пользу лица, взявшие в бесплатное пользование участок для ведения личного подсобного или фермерского хозяйства (на основании пункта 6 ч. 2 ст. 39.10 ЗК РФ);
  • через 5 лет обращают землю граждане, получившие ее в бесплатное пользование для нужд индивидуального строительства жилья (на основании пункта 7 ч. 2 ст. 39.10 ЗК РФ);
  • один раз приватизировать могут землю семьи, являющиеся многодетными (на основании подпункта 6 ст. 39.5 и пункта 1 ст. 39.19 ЗК России);
  • иные граждане и юридические лица, которым разрешено безвозмездное получение участка.

Кому приватизация запрещена?

Законодатель прямо указывает, что процедуру приватизации земельного надела может пройти каждый гражданин России, но только один раз в жизни. Так же имеется запрет и на обращение в собственность определенных участков.

Итак, приватизировать землю не получится у таких лиц:

  • уже приватизировавших земельный надел;
  • земли, которые вы желаете бесплатно обратить в свою собственность, относятся к запрещенным для приватизации (например, земли заповедников, общего пользования, парков и тд.)
  • желаемый надел уже передан в собственность другому лицу на законных основаниях.

Если вам отказали в приватизации, а вы считаете, что это необоснованно, то требуйте письменный ответ. На его основании вы сможете составить иск, обратиться с ним в суд и там отстоять свои права.

Как приватизировать земельный участок

Если вы решили приватизировать участок земли, то необходимо соблюсти все законные требования. Процесс это достаточно трудоемкий, поэтому лучше всего доверить его профессиональному юристу.

Порядок и процедура

Если же у вас много свободного времени и вы решили самостоятельно провести процедуру приватизации, то необходимо строго следовать представленной ниже инструкции.

  1. Сбор всех необходимых документов. Для приватизации потребуется достаточно объемный пакет различных бумаг, именно этот этап обычно становится наиболее длительным.
  2. Направление документов. После того, как все необходимые справки собраны необходимо обратиться либо в администрацию муниципального образования (если земля принадлежит местным властям), либо в отделение Росимущества (если земля состоит на федеральном балансе). Узнать, кому принадлежит надел, вы можете из выписки единого реестра.
  3. Постановка на кадастровый учет. Если ранее участок не был соответствующим образом зарегистрирован, то заявителю придется за свой счет пригласить кадастрового инженера, составить план и получить паспорт участка. После этого необходимо обратиться в Росреестр с заявлением о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет.
  4. Решение уполномоченного органа. Когда земельный надел поставлен на кадастровый учет, собраны все документы, необходимо обратиться к главе местной администрации и написать заявление о приватизации. Именно письменный документ, полученный от муниципалитета, и станет основанием для установления права собственности.
  5. Регистрация права. С документом, позволяющим приватизировать муниципальную землю, паспортом, заявлением и квитанцией об оплате государственной пошлины необходимо обратиться в Росреестр. Через 10 рабочих дней вам уже будет выдано свидетельство о праве владения земельным участком, сведения об этом вносятся в единый государственный реестр.

Заявление

Заявление о приватизации земельного участка подается непосредственно в администрацию того населенного пункта (муниципального образования), в котором он расположен. Некоторые ошибочно полагают, что необходимо обратиться к властям по месту своего проживания.

Заявление о приватизации составляется в произвольной форме. Можно написать его от руки, а можно напечатать на компьютере и распечатать. Главное, чтобы в этом документе были указаны следующие сведения:

  • наименование органа местного самоуправления, куда направляется прошение;
  • полные анкетные и контактные сведения о заявителе;
  • данные земельного участка, который необходимо приватизировать;
  • ссылки на документы и нормативно правовые акты, которые регламентируют право приватизации в конкретном случае;
  • дата написания заявления и личная подпись просителя.

Скачать образец заявления на приватизацию земельного участка

Расходы

При приватизации земельного участка платить за него не придется. Однако расходы все же понести придется. Так, многие справки для предоставления в администрацию выдаются за определенную плату.

В некоторых случаях придется оплачивать и услуги специалистов. Например, нотариуса, юриста, кадастрового инженера и т.д. Сумма, которую придется за это заплатить зависит от предоставляемых услуг, региона страны и прейскуранта работника или организации.

Единственные затраты, которые одинаковы в любом случае – обязательный налоговый сбор за регистрацию права собственности. Госпошлина определяется в статье 333.33 НК РФ и в 2020 году составляет 350 рублей.

Документы необходимые для приватизации земли

Какие документы нужны, чтобы получить землю в собственность путем приватизации? Потребуется собрать два пакета документов: в администрацию муниципального образования и в Росреестр. Рассмотрим подробнее, какие документы и куда необходимо подавать.

Для получения разрешения на приватизацию

При обращении в орган местного самоуправления необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • паспорт заявителя;
  • нотариально заверенное согласие супруга на приватизацию земли;
  • свидетельство, подтверждающее право пользования участком;
  • заявление о прекращении использования земли, если она была предоставлена в бесплатное пользование;
  • заявление о разрешении приватизации на имя главы администрации муниципального образования;
  • кадастровый паспорт, выписка из единого реестра права (если номера нет, то документ, подтверждающий его отсутствие);
  • подтверждение права на участие в приватизации (удостоверение многодетной семьи, трудовой договор и т.д.)

Если ваши интересы вы доверите представлять другому лицу, то необходимо будет дополнительно предоставить нотариально заверенную доверенность и паспорт представителя.

Для получения свидетельства о собственности

Для того, чтобы сведения о том, что вы являетесь собственником конкретного земельного участка, были внесены в Росреестре, необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт заявителя;
  • разрешение на приватизацию;
  • квитанцию об уплате обязательного государственного сбора (госпошлины);
  • заявление (его бланк предоставят непосредственно в Росреестре)

Если интересы будет осуществлять представитель, то так же требуется доверенность, которая заверена в нотариальной конторе.

Нужен юрист

Если вы не знаете, с чего начать процедуру бесплатной приватизации земельного участка, то обратитесь за бесплатной консультацией к специалистам нашего сайта любым удобным для вас способом. Вообще приватизация земли достаточно длительный и трудоемкий процесс, поэтому лучше всего воспользоваться услугами профессионального юриста. Он сможет:

  • оценить, возможна ли приватизация в конкретном случае;
  • собрать необходимые документы;
  • представлять ваши интересы во всех инстанциях и учреждениях;
  • в случае необоснованного отказа обратиться в суд;
  • приносить жалобы на действия (бездействие) должностных лиц;
  • выполнять иные действия, необходимые для обращения в собственность земельного участка.
  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

Источник: http://allo-urist.com/kak-privatizirovat-zemelnyj-uchastok/

Приватизация земельных участков гражданами

Что дает приватизация земельного участка

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Приватизация земли под частным домом

Что дает приватизация земельного участка

Просмотров 521

Частный дом строится на земельном участке, который может принадлежать либо владельцу строения, либо государству в лице муниципалитета.

Получается, что хозяин оказывается в своем доме на чужой земле: он пользуется участком с властями на основании определенного договора, то есть может владеть землею и распоряжаться ею.

Выход в этой ситуации один – вывести землю из муниципального владения во владение физического лица (приватизация).

Приватизация – это процесс преобразования собственности. Одна сторона (физлицо) получает или покупает у другой стороны (государство) определенную собственность – в нашем случае земельный надел.

Одна из сторон обязательно должна быть организацией, даже если речь идет о муниципалитете. Земля под частным домом переходит в руки его собственника совершенно бесплатно.

Данная процедура налажена, не предполагает проволочек, доступна даже иностранцам.

Без процедуры приватизации земельного участка обойтись нельзя: Вы пользуетесь наделом бессрочно на основе договора с государством или арендуете его.

На этом основании будьте готовы к тому, что местный муниципалитет в любую минуту изымет свою собственность под государственные нужды. Окажется, что именно через Ваши домовладения будет проходить газопровод, федеральная трасса или железная дорога.

Бывали прецеденты, когда государство объявляло неприватизированную землю природоохранной зоной (заповедником).

Приватизация дает возможность владельцу не только пользоваться своим имуществом (землей), но и распоряжаться по своему усмотрению – продать вместе с домом, сдавать, менять, делить на части.

Помните, что выбор за Вами, но отказ от приватизации повлечет за собой множество проблем правового и имущественного характера: Вы захотите продать землю, подарить ее или поделить ее между наследниками и столкнетесь с бюрократическими препятствиями.

Механизмов перехода земли в частную собственность не так уж много. Помимо приватизации это:

  • Получение в дар.
  • Получение в наследство.
  • Покупка у лица, своевременно оформившего приватизацию.

Государство лояльно относится к желанию своих граждан приватизировать землю. Дачная амнистия, действие которой закончилось 1 марта 2018 года, предполагала бесплатную землю под частный дом изначально.

Бывают ситуация, когда бесплатный переход участка домовладельцу невозможен по определенным причинам – надел приходится выкупать по кадастровой стоимости.

Это достаточно редкое явление, и перед оформлением сделки рекомендуется посоветоваться с адвокатом.

Владелец дома обязан иметь законные права на саму жилую постройку – свидетельство права собственности или договор купли-продажи. Иначе муниципалитет затребует освободить участок, а вместе с ним – и частный дом. Чиновники частично компенсируют владельцу стоимость коттеджа, но основную сумму потраченных денег хозяин потеряет.

Что касается бесплатных оснований перехода земли физическому лицу – их несколько, и они строго регламентированы государством:

  1. Хозяин оформил договор аренды или бессрочного пользования с государством.
  2. Надел изначально выдался под ИЖС и ЛПХ.
  3. На земельный надел распространяется «дачная амнистия».
  4. Льготы собственника дома как ветерана ВОВ, сироты, малоимущего, «чернобыльца», члена многодетной семьи и т.д.
  5. Земля является частью садоводческого товарищества, огородничества, дачного кооператива.
  6. Дом является собственностью с 1991 года и ранее. Если документы оформлены позже – земля выкупается согласно кадастровой стоимости.

Вот список документов, на которые можно ссылаться, оформляя бесплатную регистрацию земли:

  1. Земельный Кодекс РФ.
  2. ФЗ 178, который регулирует все приватизационные процессы.
  3. ФЗ-93, получивший название «Дачная амнистия». Процедура в этом случае упрощена.
  4. Законодательный акт, посвященный государственной регистрации жилой недвижимости – ФЗ-218.

Данный перечень может варьироваться и дополняться юристом. Квалифицированный специалист в курсе всех изменений действующего законодательства, он использует эти знания на практике.

Если чиновники муниципалитета отказали Вам в приватизации земли – убедитесь, что Вы не попали в одну из этих ситуаций:

  • Земля не является собственность муниципалитета. Надел мог быть выведен из оборота и отдан ФСБ, военным для решения их внутренних задач, в приграничную зону или для резервирования. Сюда же относятся места хранения ядерных отходов.
  • Владелец занялся приватизацией участка повторно. В этой ситуации достаточно просто переоформить собственность: найти свой надел в кадастровом учете, в специальном реестре, восстановить кадастровый номер и получить на руки соответствующий документ.
  • Отсутствие важных документов, устанавливающих право.
  • Земли являются частью природоохранной зоны (заповедником), парковой зоной, местом общественного пользования (часть пляжа), лесным фондом, водным фондом, санитарной зоной, культурным наследием.

Обычно чиновники оформляют отказ письменно и объясняют причину. Необоснованный отказ можно обжаловать судебно, а документ с обоснованиями отдать на анализ квалифицированному юристу.

Если Ваш случай не попадает под «дачную амнистию» – приватизировать землю в административном порядке будет достаточно долго. Необходимо сразу определиться с последовательностью действий, а именно:

  1. Сбор пакета документов. Они подтверждают законность действий владельца дома и принадлежность жилого фонда заявителю.
  2. Написание заявления по букве закона. Иск относится в местную администрацию, поскольку именно она – законный владелец земли. В составлении иска должны принимать участие все участники приватизации, интересы малолетних детей до 14 лет в этом случае защищают родители (опекуны). Подростки 14 лет и старше пишут заявление под присмотром взрослых.
  3. Подготовка кадастровых данных, документов на межевание. Кадастровый паспорт должен иметь каждый участок земли, его оформление невозможно без подписи геодезистов и открытия межевого дела. Геодезическая компания должна иметь лицензию на проведение данного рода деятельности, квалифицированных специалистов, техническую базу для проведения межи.
  4. Землеустроительные работы, геодезическая съемка. Помните, что самостоятельно сделать замеры Вы не сможете, к тому же у Вас нет на это законных прав.
  5. Заключение договора с государственными чиновниками. Соглашение подписывает администрация с одной стороны и собственник (и) – с другой. В договоре прописывается не только реальный размер надела, но и доля каждого владельца, назначение земельного участка, некоторые его характеристики, расположение.
  6. Регистрация собственности на землю в Росреестре. Представители этого компетентного органа тщательно изучают документы и после этого, если проблем не возникает, закрепляют землю за частным лицом. Росреестр обязан выдать собственнику на руки выписку из ЕГРП и свидетельство.

Примерные расходы, перечень которых может меняться:

  • Услуги геодезистов – 10 000 рублей и выше в зависимости от области страны.
  • Выписки из ЕГРН – 300 рублей.
  • Нотариальные услуги, стоимость которых зависит от многих факторов.

Когда речь идет о пакете документов, прилагаемых к заявлению, подразумеваются:

  1. Паспортные и анкетные данные соискателя приватизации и его совладельцев. Может потребоваться оригинал и ксерокопии некоторых разворотов.
  2. ИНН.
  3. Адрес частного дома, расположенного на участке.
  4. Документы, устанавливающие право собственности – договор на бессрочное пользование или предоставление земли под ИЖС, арендное соглашение, Справка о наследовании, дарственная.
  5. Кадастровый план земельного участка. У данного документа есть срок давности – год и менее.
  6. Технический паспорт на дом.
  7. Выписка из ЕГРН.
  8. Корешок о неучастии в приватизации до этого.
  9. Справка из земельного комитета о нормативной стоимости участка.
  10. Документ из ФСН о размере надела и земельном налоге.

Перечень может варьироваться.

Строительство дуплексов (домов на две семьи с входами с разных сторон) – распространенное явление. Несколькими семьями нередко заселены старые частные дома.

Основное условие для приватизации в этом случае – согласие всех владельцев, а их может быть два и более. Никто не должен чинить препятствий процессу приватизации, в противном случае инициатор обращается в суд.

В случае положительного решения земля переходит истцу и без согласия ответчика.

Без участия суда приватизация занимает 3-4 месяца, если кто-то из совладельцев обратился в суд – процесс может затянуться на полгода. Как закрепить за собой право собственности на землю, чтобы завещать или подарить ее детям – решать Вам, но не лишним будет заручиться помощью юриста.

Иногда выгоднее оставить участок на балансе государства и жить в собственном доме, но это подходит далеко не всем. У профессионального адвоката есть высшее юридическое образование, доскональное знание земельного Кодекса, опыт общения с чиновниками администраций, Росреестра, совладельцами земельных участков.

Проконсультируйтесь перед принятием важного решения!

Внимание!

  • Учитывая частые изменения в законах, информация на сайте может устаревать быстрее, чем мы успеваем обновлять ее.
  • Каждый случай индивидуален и зависит от множества различных факторов. Базовая информация не дает гарантии решения именно Вашего вопроса.

Вы можете круглосуточно и бесплатно спросить наших консультантов!

  Заполните специальную форму внизу или напишите в онлайн чат

  Позвоните по телефону горячей линии:

Для жителей Москвы и Московской области – +7 (495) 128-31-35

Просмотров 521

Источник: https://www.pravovik24.ru/blog/zemelnye-voprosy/privatizatsiya-zemli-pod-chastnym-domom/

Важные правила и пошаговая инструкция, как приватизировать землю под частным домом

Что дает приватизация земельного участка

Приватизация земельного участка – это возможность совершенно бесплатно стать собственником земли, которая принадлежит государству или органам местного самоуправления.

Для правильного проведения процедуры необходимо знать действующее законодательство, сложившуюся практику и условия приватизации в облегченном варианте.

О том, как приватизировать землю под частным домом, расскажем в статье.

Основные понятия и законодательная база

На сегодняшний день процедура приватизации регулируется федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Что означает приватизация по закону № 178-ФЗ: это возмездная передача имущества государства и муниципалитетов в собственность физлиц и юрлиц.

На практике получается следующая ситуация: человек владеет и пользуется земельным участком, принадлежащим государственным или местным органам власти. Владение и пользование осуществляются на основании какого-то документа – распоряжения о выделении в пользу лица земли, договора бессрочного пользования, пожизненного владения и пр.

Но без права собственности владелец участка не может распоряжаться им:

  • передать по наследству;
  • подарить;
  • продать;
  • обменять;
  • заложить и пр.

Чтобы получить все эти права, необходимо оформить участок в собственность, т. е. приватизировать. Несмотря на наличие в законодательном определении слова «возмездная», стать собственником земли можно не только платно, но и бесплатно.

Платная процедура касается в основном коммерческих земель – предназначенных для ведения хозяйственной деятельности. А земли некоммерческого типа, как правило, передаются муниципалитетами безвозмездно при соблюдении всех правил приватизации.

Каких земель это касается:

  1. Предназначенные для ИЖС.
  2. Садоводческие, огороднические, для ведения личного хозяйства.
  3. Гаражно-строительные и пр.

С 2006 года действует т. н. «дачная амнистия» – упрощенный порядок бесплатного оформления земель физлицами. Такой порядок действует в соответствии с федеральным законом № 93-ФЗ от 30 июня 2006 года.

Не все виды земель, которые попадают под приватизацию, далее можно использовать для строительства полноценного жилого дома. На некоторых позволяется возводить дачи, а на некоторых только движимые объекты (гараж, вагон и пр.).

Невозможно приватизировать земли, которые не предназначены для владения, пользования и распоряжения частными лицами. Эти территории изъяты из оборота либо ограничены в обороте:

  • лесного и водного фонда, заповедников;
  • оборонные, стратегического назначения;
  • зон отчуждения;
  • используемые для нужд связи, транспорта и т.д.

Например, муниципалитет не вправе передать физическому лицу участок вдоль железной дороги для огородничества, садоводства и, тем более, возведения жилого дома.

Если же такая ситуация произошла и даже проведена приватизация, то градостроительные органы власти вправе признать действие незаконным и признать все постройки и объекты на земельном участке незаконными с дальнейшими неприятными последствиями.

Субъекты приватизации и виды прав

В текущем законодательстве нет ограничений для физических лиц, желающих приватизировать землю или иную недвижимость. Любой гражданин может обратиться в органы власти для оформления участка и объектов на нем в частную собственность.

Основанием для обращения являются любые землеотводческие документы, выданные административной службой, специализирующейся на распределении земель из фонда муниципалитета либо государства.

Право собственности по результатам процедуры может быть:

  1. Единоличным – на 100% принадлежать одному лицу.
  2. Совместным – принадлежать кругу лиц на общих правах без выделения конкретных долей.
  3. Долевым – у каждого совладельца обозначена доля в числовом значении или в натуральной форме, например, в кв.м.

Бесплатная процедура: для кого и почему?

Безвозмездное отчуждение государством и муниципалитетами земли в частный сектор производится в отношении участков, приобретенных гражданами по федеральному закону № 137-ФЗ от 25 октября 2001, по которому вступил в силу Земельный кодекс России.

Под безвозмездную приватизацию попадают владельцы участков, полученных до 2001 года для:

  • ИЖС;
  • личного подсобного хозяйства.

Любые участки для:

  • дачного хозяйства;
  • огородничества;
  • садоводства.

Также в процессе участвуют участки, принадлежащие гражданам на основании права пожизненного владения или постоянного пользования, а на участке находится жилая недвижимость с зарегистрированным правом собственности;

Сроки бесплатной приватизации несколько раз продлевались, а в последней редакции закона № 178-ФЗ безвозмездная передача земель муниципалитетов и госорганов в руки физлиц стала бессрочной.

При этом упрощенный порядок оформления документов («дачная амнистия») на участки действует до 1 марта 2021 года.

Общий порядок

Алгоритм действий сводится к следующему:

  1. Сбор и подготовка документации.
  2. Подача пакета документов с заявлением в соответствующий орган власти.
  3. Ожидание результата. Возможно, дополнение пакета новыми документами, если таковые требуются.
  4. Получение ответа – положительного или отрицательного.
  5. Если ответ отрицательный, по желанию его можно обжаловать в суде и подавать апелляции вплоть до Верховного суда России.

Подготовка документации

Основные документы для приватизации земли:

  1. Паспорт. Оригиналы и копии от всех совладельцев.
  2. Заявление. В МФЦ составляется специалистом. В администрации муниципалитета заполняется шаблонно, в произвольной форме.
  3. Правоустанавливающие документы. Договор наследуемого владения, бессрочного пользования, аренды, распоряжении о выделении участка и т. д. – все документы, подтверждающие права владения и пользования.
  4. Технический план. Изготавливается кадастровым инженером на основании межевого плана. Следовательно, сначала нужно произвести межевание, а потом заказать техплан. Выбрать кадастрового инженера нужно из организаций, занимающихся геодезией и пр. согласно законодательству РФ.
  5. Выписка из ЕГРН. Заменила кадастровый паспорт. С 2015 года кадастровые паспорта не выдаются, вместо них – общая выписка из ЕГРН. Заказать можно в МФЦ, онлайн через сайт Росреестра. Если участок не стоит на кадастровом учете, то постановка будет производиться одновременно с регистрацией права собственности.

При использовании «дачной амнистии» достаточно заявления, паспорта и правоустанавливающих документов. Остальные сведения Росреестр запросит самостоятельно из имеющихся баз данных в межведомственном обмене информацией.

Если процедура производится через администрацию, то список бумаг будет шире, причем каждый муниципалитет вправе выдвигать собственные условия передачи своего имущества в частные руки, например, срок владения землей. Соблюдение условий, разумеется, потребуется документально подтвердить. Большую часть справок и архивных данных можно запросить в МФЦ.

При административном методе приватизации часто от членов семьи и владельцев соседних участков требуется присутствие, когда заявитель сдает документацию для долгожданной приватизации.

Куда обращаться?

Есть 3 способа приватизировать землю:

  1. Упрощенный – производится Росреестром. Достаточно представить землеотводческие документы (при наличии – все иные документы на землю) в МФЦ, заполнить заявление, уплатить госпошлину за регистрацию прав.

    Для использования упрощенного порядка не требуется заранее разграничивать землю. Все технические операции можно произвести после внесения записи в ЕГРН и получения выписки о переходе права собственности.

  2. Традиционный – для тех, кто не может воспользоваться «дачной амнистией», – через администрацию муниципального образования. Более трудоемкий и длительный процесс.

    Требуется произвести геодезическую съемку, межевание, получить технический план, добиться согласия от соседей на установление границ, иногда – членов семьи, например, супруга, а также учесть интересы детей.

    По итогам заключается договор приватизации с муниципалитетом. Договор является правоустанавливающим документом для последующей регистрации перехода прав через Росреестр.

  3. Судебный – при невозможности добиться результата предыдущими способами. Судебная практика по вопросам приватизации земли в России богатая, но разрозненная, не обобщенная.

    Зачастую суды разных регионов принимают собственные, отличные от судебной практики других территорий решения. Для выигрыша необходима качественная подготовка, желательно – включение в процесс юриста, специализирующего именно на земельных правоотношениях.

Межевание

Межевой план при обращении в МФЦ необязателен, но по желанию его можно получить перед началом приватизационного процесса. Этот план отражает границы участка, определяет его площадь и примерные идентификационные данные.

Если вы собираетесь заключать договор приватизации напрямую с администрацией, то межевой план должен быть готов заранее. Как и где его заказать:

  1. Необходимо обратиться в лицензированную геодезическую фирму, где есть аттестованные кадастровые специалисты. Бесплатно – через специалистов муниципалитета.
  2. В фирму представляются все имеющиеся документы на участок. Составляется договор.
  3. Инженеры выезжают на территорию надела и осуществляют топографическую съемку, замеры, получают согласие соседей и пр. По итогам составляются проект межевания, согласие соседей, результаты топографической съемки, обозначения координат и границ. Готовится конечный план.
  4. Межевой план в виде чертежа с текстовыми пояснениями выдается владельцу надела. Готовый документ подается в МФЦ для постановки участка на кадастровый учет и присвоения кадастрового номера, который будет в дальнейшем основной характеристикой земли.

При постановке объекта на кадастр, он оценивается и получает определенную кадастровую стоимость. Гражданин вправе оспорить установленную кадастровую стоимость земли, если считает ее завышенной.

Оспаривание кадастровой стоимости происходит согласно федеральному закону № 218-ФЗ от 2005 года, путем созыва специальной комиссии при Росреестре.

Когда будет ответ?

Если соискатель подал заявление в МФЦ, то ждать результат нужно до даты, которую озвучит регистратор в окне приема. При обращении в муниципалитет срок может растянуться на месяц и более.

Через суд процедура зависит от скорости рассмотрения дела, наличия отводов по делу и пр. Отказ можно обжаловать в суде общей юрисдикции.

Получение результата

Результатом обращения в МФЦ станет выписка о государственной регистрации перехода права собственности. Она заменяет свидетельства, которые повсеместно выдавались прежде.

Является содержательной, а при утрате легко получить повторно. Выписка о праве собственности предоставляется строго заявителю.

Положительным результатом обращения в администрацию станет договор приватизации между физлицом и муниципалитетом. С этим договором необходимо явиться в МФЦ и зарегистрировать его, а также переход прав.

Сроки и стоимость

В среднем приватизация земли растягивается на 4-5 месяцев. Важно учитывать такие сроки тем физлицам, которые хотят воспользоваться «дачной амнистией».

Несмотря на бесплатную передачу имущества в частный сектор, приватизация земли имеет издержки на:

  • оплату госпошлины за регистрационные действия – установлены НК РФ; за земельный участок пошлина составляет 350 руб., за объект на нем – 2 000 руб.;
  • услуги геодезистов по межеванию – тарифы различных организаций отличаются, но не менее 10 000 руб.;
  • заказ дубликатов различных документов и пр.;
  • оплата иска и судебных издержек – если соискатель обращается в суд.

Что делать, если жилой объект приватизирован, а земельный участок нет?

Если заявитель хочет получить в собственность участок, на котором расположен жилой объект, уже оформленный в Росреестре, то нужно:

  • собрать документы на дом, аналогичные тем, что готовились по земле;
  • подать весь комплект в органы власти – МФЦ, администрацию;
  • ожидать результат.

Следовательно, существенных отличий с порядком оформления пустой земли нет. Согласно сложившейся практике при установлении границ участка, на котором расположен объект жилой недвижимости, за ориентир берутся данные землеотводческого документа и необходимый минимум для беспрепятственного пользования

Можно ли оформить находящийся в аренде ЗУ?

Арендованные участки приватизируются по тому же принципу, что описан выше.

Отказы

Органы власти вправе выдать отрицательный ответ по заявлению лица. Отказ в приватизации должен быть мотивированным. Не допускается препятствовать приватизации земельных участков без обоснования принятого решения.

Какие могут быть причины:

  • ошибки и противоречия в документах;
  • обнаружение, что участок не принадлежит к тому виду разрешенного пользования, который указан в документах;
  • нет права на приватизацию;
  • не соблюдены иные условия муниципального образования и пр.

Если получен отрицательный ответ, то его можно и нужно обжаловать через суд. Желательно нанять для защиты своих интересов опытного юриста – специалиста по вопросам приватизации именно земельных наделов.

по теме статьи

О приватизации земельных участков расскажет видео:

Заключение

Приватизация земельных участков – процесс передачи имущества муниципальных образований или региональных властей в собственность частного сектора. Она может быть бесплатной и возмездной. Бесплатная процедура не имеет сроков – каждый гражданин вправе воспользоваться ей в удобное время.

Однако срок истечения установлен для «дачной амнистии», т. е. упрощенного порядка приватизации для физлиц. Воспользоваться «амнистией» можно до 1 марта 2021 года.

Результатов успешной приватизации является выписка из Росреестра о переходе права собственности – от муниципалитета к частному лицу.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kak-privatizirovat-pod-chastnym-domom

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.