Что такое аварийное жилье

Аварийное жильё: порядок расселения

Что такое аварийное жилье

К аварийному жилью относятся не только ветхие дома, имеющие недопустимый процент износа, но и те сооружения, которые располагаются в потенциально опасных для жительства районах. Критерии аварийности и порядок расселения устанавливаются на уровне федерального законодательства – об этом подробно рассказывается в статье.

Последние изменения законодательства 2018 г

Изначально, когда началась программа по переселению, был создан специальный Фонд, действие которого предполагалось прекратить 1 января 2018 года.

Работа фонда по переселению предполагает безвозмездное предоставление гражданам нового жилья в том же самом населенном пункте и в том же количестве квадратных метров.

Соответствующий федеральный закон за номером 185 был принят еще в 2007 году.

В настоящий момент (на 2018 год) осталось только 6 регионов, в которых по результатам межведомственных проверок эта программа не выполнена в полном объеме:

  1. Республика Тыва.
  2. Тверская область.
  3. Забайкальский край.
  4. Республика Карелия.
  5. Иркутская область.
  6. Приморский край.

Однако кроме них в стране признано аварийным жилье общей площадью порядка 11 миллионов квадратных. И в период с 2019 по 2020 годы финансирование по расселению не предусмотрено. Однако есть 2 положительных новости:

  1. В бюджете 2018 года предусмотрено выделение 6,3 млрд рублей для проведения модернизации коммунальных объектов в ветхих домах. Средства распределяют среди «проблемных» регионов с большими проблемами доходной части бюджета.
  2. Президент Владимир Путин дал поручение Правительству, а также региональным властям разработать программу по переселению, которая должна вступить в силу с начала 2019 года.

Таким образом, пока проблема решена только частично. Правительство Федерации, а также представители региональных властей приступили к разработке механизма дальнейшего расселения. Высказываются разные версии, в том числе о привлечении средств самих собственников для возведения новых домов.

Аварийный и ветхий дом: отличия

Важно сразу определиться с понятиями, которые используются в Постановлениях федерального Правительства и местных Администраций. Основная путаница возникает с тем, что нередко происходит подмена понятий: аварийные и ветхие дома. Разница между ними описана в таблице.

критерийаварийный домветхий дом
законодательное определениеестьнет
порядок признания домаестьнет
технические критерии для признания домаестьесть
последствия признаниярасселение собственников и нанимателейне определены
угроза безопасности для жильцовестьнет

Таким образом, если статус аварийного жилья дает жильцам однозначное право на расселение (хотя сейчас и не определено, за чей счет), то признание дома ветхим только отражает фактическое состояние помещения. При этом ветхость означает старость строения, большую, но не критичную (т.е. безопасную) степень износа.

Порядок признания жилья аварийным: что говорит закон

Поскольку в настоящий момент основная программа по расселению уже прекратила действовать, то о признании дома аварийным можно судить на основании именно уже сложившегося опыта. При этом важно понимать, что:

  1. Действуют законодательные критерии признания жилья аварийным.
  2. Гарантируется право переселения в другие дома в соответствии с площадью (и в пределах того же населенного пункта).
  3. Но при этом пока неизвестно, как именно будет реализовано это право – а именно за чей счет. То есть прописано законодательное право на жилье, но нет действующей программы переселения.

Основы законодательного регулирования вопроса содержатся в Конституции и Жилищном кодексе. Прежде всего, Основной закон гарантирует право каждого гражданина на жилище.

Это право конкретизируется в Жилищном кодексе – в связи с аварийными домами необходимо изучить статьи 32 и 86. В 32 статье указано, что порядок признания регулируется Правительством РФ.

А статья 86 предусматривает обязательное предоставление нового помещения для тех, кто занимает квартиру в аварийном доме по договору социального найма.

Для детального прояснения ситуации следует обратиться к Постановлению Правительства, которое вышло еще в январе 2006 года за номером 47.

В нем особое внимание нужно обратить на раздел IV, который и содержит детальное описание порядка признания жилья аварийным.

На основании этого можно представить такую последовательность действий:

  1. Заинтересованное лицо обращается в местную Администрацию.
  2. Формируется специальная комиссия специалистов, которая выезжает на объект и проводит все необходимые изучения здания.
  3. Комиссия выносит соответствующее решение.
  4. Если оно положительное, то дом официально признается аварийным. После этого он незамедлительно заносится в единый государственный реестр аварийного жилья.
  5. Затем собственникам (а также нанимателям по договору социального найма) необходимо ожидать своей очереди – и именно этот вопрос является самым важным с практической точки зрения. В данный момент ответить на него невозможно. Однако Правительство работает в том числе и по созданию новой программы переселения.

Заинтересованным лицом могут быть не только собственники, но и представители федеральных органов власти. Таким образом, в любом случае первым шагом будет обращение в местную Администрацию.

7 критериев аварийности

Источник: https://2ann.ru/avarijnoe-zhile-chto-eto-takoe/

Три хитрые уловки программы по расселению аварийного жилья

Что такое аварийное жилье

Дополнительные 50 млрд рублей будут выделены из федерального бюджета на решение проблемы аварийного жилья. Планируется, что эти деньги помогут расселить 1 млн квадратных метров аварийного жилья. Звучит красиво, только на поверку оказывается, что проблема с аварийным жильём никуда не исчезнет, сколько бы средств на её решение ни выделяли.

О необходимости расселять аварийное жильё власти говорят каждый год, так же ежегодно отчитываясь о сотнях тысяч квадратных метров аварийного жилья, от которых удалось избавиться. Программа по расселению аварийного жилого фонда даже входит в нацпроект «Жильё и городская среда».

Общий бюджет программы составляет фантастические 507,17 млрд рублей – примерно столько же, сколько в 2019 году потратили на всю систему здравоохранения страны. закавыка, однако, заключается в том, что говорить чиновники могут что им вздумается.

Ведь точных данных о реальном состоянии жилого фонда в стране ни у кого нет. Общероссийский учёт аварийного жилья перестали вести в 2014 году – аккурат после того, как Владимир Путин поручил наконец разобраться с проблемой.

Оно и понятно: в отсутствие объективных данных провалить программу по расселению трущоб невозможно в принципе. Сколько ни расселяй – всё можно будет записать себе в успех.

«В нынешней ситуации есть один плюс – деньги дают, а не забирают, что уже хорошо. Однако не понятна текущая ситуация с объёмами: нет какого-то единого реестра аварийных домов, нет прогнозных значений.

Это такой бег по кругу с бесконечным выделением бюджетных средств и непониманием того, какие реальные объёмы необходимо расселять», – пояснил «Нашей Версии» лидер партии «Народное ЖКХ» Сергей Креков.

Уловка 1. Аварийное избранное

Программа по расселению аварийного жилья устроена следующим образом.

Каждый год власти регионов самостоятельно решают, какие аварийные дома надо расселять, и подают заявки в Фонд содействия реформированию ЖКХ на получение средств из федерального бюджета.

Важно отметить: хотя львиная доля регионам выделяется из центра, бюджет региона также должен софинансировать программу. Потому в списки на расселение попадает лишь тот объём жилья, ликвидацию которого регион в состоянии профинансировать.

При этом важно иметь в виду вот что: говоря об аварийном жилье, чиновники имеют в виду лишь те дома, которые были признаны аварийными до 1 января 2017 года. Почему появилось такое ограничение? Всё дело в том, что программа расселения рассчитана только до 2024 года. Всего предполагается переселить 0,53 млн человек из 9,54 млн квадратных метров аварийного жилого фонда.

Вот только, по данным Росстата, ещё в 2016 году аварийный жилой фонд составлял 22,7 млн квадратных метров. Потому выходит, что больше половины из них в программу по расселению не вошли. Говоря прямо, были скрыты, будто их и нет.

И когда закончится действие программы, жители домов-развалюх смогут хоть каждый день обивать пороги кабинетов, ответ будет один: аварийными ваши дома не считаются, значит, и проблемы нет.

Уловка 2. Расселят не всех

В этой связи не очень понятно, почему правительство решило выделить дополнительно 50 млрд рублей и на расселение каких конкретно квадратных метров пойдут эти деньги.

Как говорят в правительстве, выделяемые средства пойдут на дополнительное расселение ещё более 1 млн квадратных метров аварийного жилья. «Цифра внушительная, но не понятно, откуда она берётся. Не понятен также и механизм финансирования.

Теоретически эти деньги должен получить Фонд ЖКХ, но об этом объявлено не было. Не ясно и то, как именно были произведены расчёты, почему именно 50 млрд на 1 млн квадратных метров. Это получается 50 тыс. рублей за квадратный метр.

Для каких-то регионов такие деньги – это просто космос», – недоумевает Сергей Креков.

Более того, по словам экспертов, если иметь в виду оценочные данные по количеству аварийного жилья в стране, то выделяемые дополнительно 50 млрд рублей окажутся лишь каплей в море.

Кстати, похоже, в правительстве давно уже поняли, что проблему аварийного жилья решить не удастся, и загодя начали готовить обходные пути. Как уже сообщала «Наша Версия» (см. номер от 20.01.

2020), ещё в конце прошлого года Госдума приняла инициированный Минстроем законопроект, благодаря которому можно будет поставить крест на всех госпрограммах по расселению.

Документ, в частности, предусматривает возможность выплаты денежной компенсации за аварийное жильё, также оговаривается механизм льготной ипотеки – всё это позволит государству постепенно спустить на тормозах программу по расселению за счёт бюджета.

Получается очень удобно: сегодня мы расселяем то жильё, которое власти регионов записали в аварийное на этот год, а на будущее не загадываем. Будут деньги – будем расселять, не будут – предложим ипотеку, благо закон теперь позволяет.

Уловка 3. Ремонт вместо сноса

Нашли власти и ещё один выход – в последние годы количество аварийного жилья волшебным образом перестало увеличиваться.

Если ещё 10-15 лет назад главной задачей называлась остановка лавинообразного роста разваливающегося жилфонда, то сегодня эта проблема будто бы перестала существовать вовсе.

Причиной тому – запущенная в стране программа капитального ремонта, деньги на который с граждан собирают вот уже несколько лет. В идеале сама конструкция верна: чтобы дома не разваливались, их надо ремонтировать. Только вот у нас всё пошло по особому пути.

«Поскольку никакой статистики не ведётся, не понятно, к каким целевым результатам приводит сбор денег с населения по капремонту, – говорит Сергей Креков.

Действительно ли мы улучшаем состояние каких-то домов, продлевая срок их жизни и не давая им стать аварийными? Есть, например, данные Счётной палаты, свидетельствующие о том, что программы капремонта в регионах сильно недофинансированы».

Действительно, как следует из отчёта СП, по состоянию на 1 января прошлого года общее финансовое обеспечение программ капремонта региональных операторов составило лишь 55%.

Также аудиторы Счётной палаты отметили, что в программы капремонта часто включаются аварийные и ветхие дома.

Так что, похоже, чиновники на местах уже нашли способ ускоренно выполнить программу по расселению аварийного жилья: достаточно подкрасить потолки и стены в разваливающемся доме – и можно объявлять об успешно проведённом капремонте.

Однако такая политика, предупреждают эксперты, по факту лишь закладывает мину замедленного действия. Ведь аварийный дом – это не только разваливающиеся стены, но ещё и находящиеся в ужасном состоянии коммуникации, которые ремонтом уже не исправить.

«Проблема ветхого аварийного жилья – это лишь надвод­ная часть айсберга. Гораздо в более аварийном состоянии находятся инженерные сети, это большая проблема, которая требует решения не меньше, чем дома.

Так что проблема аварийного жилья никуда не денется.

Каждый год средства на него должны выделяться», – подчёркивает гендиректор ГК Omakulma, председатель комитета Российского союза строителей по взаимодействию застройщиков и собственников жилья Виолетта Басина.

Согласно нацпроекту «Жильё и городская среда» до 2024 года планируется переселить 0,53 млн жителей из 9,54 млн квадратных метров аварийного жилья. Общий бюджет проекта – 507,17 млрд рублей.

Прогнозируемые объёмы ликвидации аварийного жилья:

  • 2020 год – 1 млн кв. м
  • 2021 год – 1 млн кв. м
  • 2022 год – 1,3 млн кв. м
  • 2023 год – 3,05 млн кв. м
  • 2024 год – 3,05 млн кв. м
  • 2025 год – 2,43 млн кв. м
  • Прогнозируемый прирост аварийного жилья:

  • 2020 год – 1,8 млн кв. м
  • 2021 год – 1,9 млн кв. м
  • 2022 год – 2 млн кв. м
  • 2023 год – 2,1 млн кв. м
  • 2024 год – 2,2 млн кв. м
  • 2025 год – 2,3 млн кв. м
  • Источник: Фонд содействия реформированию ЖКХ

    Источник: https://pravdoryb.info/tri-khitrye-ulovki-programmy-po-rasseleniyu-avariynogo-zhilya.html

    Преимущества ветхого жилья над аварийным: понятие и признаки, разница, чем отличается

    Что такое аварийное жилье

    225 просмотров

    В средствах массовой информации часто проходит информация о ветхом и аварийном жилье. Но редко кто на практике представляет, что из себя представляют данные объекты. Пока воображение рисует вам разрушенные катакомбы, уточним что включают данные понятия. А также необходимо оценить преимущества ветхого жилья над аварийным.

    Понятие и признаки ветхого и аварийного жилья

    В 2020 году отсутствует определение в законе ветхого жилья. Данный термин был использован в Методологическом пособии МКД 2-04.2004. Но документ не был зарегистрирован в Минюсте.

    Рассмотрим, что значит аварийное жилье. Данный термин содержится в Постановлении Правительства о 2006 года № 47.

    Документ устанавливает следующие критерии аварийности:

    • разрушение фундамента;
    • трещины на стенах и крыше;
    • повреждение в результате стихийных бедствий;
    • повреждение в результате технологических катастроф, пожара.

    Статус аварийного присваивается дому решением межведомственной комиссии. Оно выносится на сновании результат экспертизы.

    Основным отличием ветхого и аварийного жилья является степень опасности. Ветхое – сохраняет свои свойства для безопасного проживания граждан. Несущие конструкции выполняют свои функции в полном объеме. Дом не грозит разрушением и вредом для жизни жильцов.

    А аварийной дом имеет нарушения несущей конструкции. Поэтому он может рухнуть и причинить вред жильцам.

    В ряде случаев, аварийным дом признается требующим расселения немедленно. В такой ситуации жильцы должны покинуть помещение сразу после получения уведомления.

    К сожалению такое решение выносится, при наличии оснований по мнению органов местного самоуправления. Но местная администрация не обязан расселять дом немедленно.

    Поэтому период проживания в такой квартире может значительно затянуться. Просьбы граждан о внесении изменений в законодательство не принесли результатов.

    Пример. Гражданин М.

    обратился в Верховный суд с целью признать постановление Правительства от 2006 года № 47 недействительным в части, устанавливающей срок в 30 дней на принятие решения о наделении дома статусом аварийного.

    Он считал, что нужно обязать орган местного самоуправления принимать решение немедленно. Суд отказал в удовлетворении требований, так как не нашел несоответствия с другими нормативными документами.

    В чем разница?

    Рассмотрим, чем отличается ветхий и аварийный жилищный фонд. На практике можно выделить несколько различий между ветхими и аварийными многоквартирными домами.

    РазличияВетхий Аварийный
    СтатусОбщее понятие. Закон не устанавливает такого статуса.Присваивается официально. Орган местного самоуправления выносит постановление о признании аварийным и необходимости расселения.
    Права и обязанности собственниковОбщие для всех владельцев квартир в многоквартирных домахПраво на получение компенсации или альтернативного жилья в собственность
    Права и обязанности нанимателяОбщие для всех нанимателей жилья по договору социального наймаНе нужно платить за наем помещения
    Оплата взносов на капитальный ремонтВ полном объемеНе требуется
    ОпасностьНесущие конструкции сохраняют надежностьСуществует опасность разрушения и причинения вреда жильцам
    Возможность получения альтернативного жильяНет, только проведение капитального ремонтаЕсть, в соответствии с программой органа местного самоуправления по расселению

    Какие преимущества у ветхого дома?

    Конечно преимущества ветхих домов являются сомнительными. Как правило, большинство таких домов давно должны быть признаны аварийными. Но орган местного самоуправления препятствует в присвоении статуса дому.

    Так как признание дома аварийным несет негативные последствия для местной администрации. Дом необходимо вносить в перечень на расселение. Сама процедура расселения проводится в формате софинансирования. А далеко не каждый муниципалитет имеет денежные средства для предоставления новой жилплощади.

    Программа расселения аварийного жилфонда, установленная в 2006 году, закончилась в 2017 году. Недостаток финансирования стал единственной причиной, почему программа не была исполнена надлежащим образом.

    Однако каждая ситуация может быть рассмотрена субъективно. Поэтому у ветхого дома тоже можно найти плюсы:

    1. Можно приватизировать. Закон запрещает приватизацию жилья в аварийном состоянии. А лицо, не имеющее права собственности, не может продать квартиру, завещать ее или подарить.
    2. Можно купить с участим маткапитала. Закон запрещает тратить средства маткапитала на аварийное жилье. Однако сумма помощи является незначительной для покупки квартиры в большинстве регионов. Поэтому семья, сильно нуждающаяся в жилье, может потратить маткапитал на квартиру в ветхом доме.
    3. Можно взять в ипотеку. Перед оформлением договора ипотечного кредитования проводится оценка объекта. Банк откажется от сделки, если объект признан аварийным. А ветхое жилье, невысокой стоимости вполне может быть приобретено в ипотеку.
    4. Можно использовать в качестве залога. Заимодавец откажет в предоставлении денежных средств под залог аварийной квартиры. Так как получить новую квартиры сможет только законный собственник. Вследствие чего залог такого объекта становится нецелесообразным. Квартиру не получится продать или получить взамен новую.
    5. Можно использовать для регистрации по месту жительства и месту проживания. Орган местного самоуправления может наложить запрет на регистрацию в аварийном доме. Конечно запрет является незаконным. Поэтому его можно оспорить в суде. Но если прописка нужна срочно, то быстрая регистрация в аварийном доме получится не всегда.
    6. Низкая цена. Зачастую стоимость ветхого жилья отличается от стоимости квартиры в удовлетворительном состоянии в том же районе на 30 – 40%.

    Таким образом, преимущества ветхого жилья над аварийным можно выделить в том случае. если семья нуждается в месте для проживания немедленно. А денежных средств для покупки более качественного объекта нет.

    Не стоит надеяться, что ветхий дом впоследствии будет признан аварийным. Очередь на расселение в 2020 году сформирована задолго до 2017 года.

    Кроме того, правила признания дома аварийным также претерпели изменения. Поэтому пока дом не станет опасным для проживания, собственники и наниматели расселения не получат. В результате придется провести в неудовлетворительном помещении долгие годы.

    Преимущества ветхого и аварийного жилья носят индивидуальный характер. В каждой конкретной ситуации аргумент можно расценить как плюс, так и как минус. Поэтому перед принятием активных действий целесообразно посоветоваться с юристом. Специалисты нашего сайта готовы прийти на помощь круглосуточно. Обратитесь к дежурному юристу и получите помощь в режиме онлайн.

    • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
    • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

    Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

    Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

    Источник: http://allo-urist.com/preimushhestva-vethogo-zhilya-nad-avarijnym/

    Любое жилье можно снести или изъять: В Госдуме затевают реновацию всей России – Свободная Пресса

    Что такое аварийное жилье

    Группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект, который позволит местным властям по всей стране принимать программы сноса и реконструкции жилья, причем не только аварийного. Эксперты уже называют этот документ попыткой распространить программу московской реновации на всю страну.

    Одним из авторов проекта поправок № 1023225−7 к Градостроительному, Жилищному и Земельному кодексам РФ стал глава парламентского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев, также в числе разработчиков Николай Журавлев, Олег Мельниченко и другие.

    Документ во многом учитывает опыт московской программы реновации, хотя само это слово в тексте не упоминается.

    Предлагается предоставить местным властям полномочия составлять адресные программы по реконструкции и сносу фактически любых многоквартирных домов в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан». Для этого Жилищный кодекс должен быть дополнен ст. 48.

    2, согласно которой решение о включении в программу может быть принято с одобрения двух третей собственников или нанимателей квартир. Исключить дом из программы разрешается одной третью .

    Как и в случае с московской реновацией, собственники жилья могут выбирать, что получить взамен — аналогичную по площади и комнатам квартиру в том же районе или денежную компенсацию.

    Проблемой может стать пункт, который касается нового механизма комплексного развития территорий. Решение о развитии местные власти могут принимать, если половину территории занимают, например, аварийное жилье, самовольные постройки или многоквартирные дома, вошедшие в адресную программу сноса и реконструкции. Не совсем понятно, что, в таком случае, будет со второй половиной.

    Как пишет «Коммерсант», «формулировки поправок во многом совпадают со скандальным правительственным законопроектом 2018 года о комплексном развитии территорий с принудительным изъятием недвижимости для муниципальных нужд по инициативе муниципалитетов», которые исчезли из закона через год после критики.

    «В проекте говорится о комплексном развитии территории при условии, что половину от нее составляют определенные здания. А остальные 50% — что, вообще любые дома? Как это может быть?» — прокомментировала инициативу глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская.

    Кроме того, у экспертов есть большие сомнения в том, что программу «реновации» действительно удастся распространить на другие регионы страны, ведь, как прописано в законопроекте, финансированием должны заниматься исключительно местные бюджеты, а в них хронически не хватает денег даже на расселение людей из аварийного жилья, что уж говорить просто о «ветхом».

    Омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере строительства Дмитрий Катровский еще в январе говорил, что по подсчетам экспертов, необходимая сумма может составить от 1 трлн до 5 трлн рублей, если говорить о 90 млн кв. м жилья, которого в первую очередь надо реновировать.

    Рассчитывать же на привлечение инвесторов приходится только в очень небольшом количестве регионов, ведь их интересует, прежде всего, коммерчески выгодные проекты. Поэтому теоретически инициатива может привести к монополизации регионального рынка крупными застройщиками.

    А уж норма о комплексном развитии территории, позволяющая сносить практически любые дома, открывает мрачные перспективы.

    Член комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ Игорь Кокин сомневается, что даже в случае принятия инициативы реновацию действительно удастся массово распространить на регионы.

    — Ситуация с реновацией или реконструкцией многоквартирных домов обсуждается давно, практически с тех пор, как эта идея начала реализовываться в Москве.

    Тогда возникла большая эйфория по поводу того, что можно эту программу реализовать в других регионах, хотя бы в столицах субъектов Федерации.

    Новое правительство, в частности, вице-премьер Марат Хуснуллин говорили о том, что это идея будет воплощена в других регионах. Правда, буквально через несколько месяцев г-н Хуснуллин вынужден был заявить, что ничего не получится.

    Все дело в том, что реконструкция или реновация, как ее не называй, требует очень серьезных финансовых вливаний, и сегодня в регионах просто нет инвесторов, которые были бы готовы вложиться не в строительство нового здания на пустом месте, а в реконструкцию существующего. Это требует дополнительных затрат на отселение существующих собственников, выплату им компенсации. Эта идея пока так и осталась идеей, не более того.

    Что касается законопроекта, это всего лишь право регионов, если вдруг у кого-то из них появится такая финансовая возможность, не более того. А будет ли оно реально реализовано, сказать сложно. На сегодняшний день у нас очень мало субъектов федерации, которые готовы вкладывать бюджетные средства в строительство и реконструкцию многоквартирных домов.

    Доля бюджетного финансирования в строительстве жилья крайне мала. В основном это софинансирование, финансирование частными инвесторами, участие в софинансировании путем предоставления земельных участков и других преференций. Поэтому думаю, пока что этот законопроект — совершенно бесперспективная вещь на предмет того, что как-нибудь, когда-нибудь эта идея может быть реализована.

    Тем более что есть очень много подводных камней, связанных с правами собственников, механизмами расселения, и в этом смысле субъекты очень ограничены в своих финансовых возможностях.

    Даже сейчас расселение аварийного жилья вызывает очень много вопросов, связанных именно с соблюдением прав собственников.

    Без финансирования из Федерального фонда содействия реформированию, думаю, очень мало субъектов, которые могли бы поучаствовать в такой программе.

    «СП»: — Представляет ли угрозу норма о новом механизме комплексного развития территорий?

    — Программа комплексного развития территорий в нашем Жилищном кодексе существует достаточно давно. Там есть норма, которая предусматривает, что в случае заключения договора о комплексном развитии территории инвестор берет на себя обязательства по расселению собственников или выкупу у них жилья в рамках, предусмотренных 32-й статьей Жилищного кодекса. Но там возникает несколько проблем.

    «СП»: — Каких?

    — Во-первых, это проблема оценки. Она абсолютно не доработана. Недавно я столкнулся с этим в Нижнем Новгороде, где большие сложности с оценкой стоимости жилья, особенно с учетом не проведенного капремонта. Такой методики оценки просто нет.

    Что касается других зданий, которые находятся на этой территории, действующая программа комплексного развития им никоим образом не мешает.

    Она предусматривает, что в рамках территории микрорайона остаются магазины, торговый центр, спортзал и другие объекты, а вот в части реконструируемых и сносимых домов строится еще и детский сад или школа.

    Создается транспортная, сетевая инфраструктура, так что в этом отношении проблем не возникает.

    «СП»: — А как же насчет принудительного изъятия?

    — В нашем Жилищном кодексе предусмотрено, что если дом признан аварийным, жилое помещение и земельный участок у собственников изымаются, но путем выплаты выкупной цены или предоставления другого жилья. Существует очень большая практика, в том числе судебная, при защите прав собственников при таком изъятии. Поэтому нельзя говорить о том, что у всех все отберут и выгонят на улицу, это не так.

    «СП»: — То есть на не аварийные дома норма о принудительном изъятии в целях развития территории сегодня не распространяется?

    — Да, пока что у нас не предусмотрен механизм изъятия жилья в не аварийных домах. Есть единственное исключение — федеральный закон о реновации в Москве, который предусматривает механизм изъятия, но с большим количеством оговорок. А по остальной стране изъятие жилья по реконструкции не предусмотрено.

    В то же время, адвокат и юрист в области недвижимости Дмитрий Островский напоминает, что у нас уже действует норма об изъятии жилья для государственных нужд. Поэтому только практика покажет, несут ли новые поправки угрозу нарушения прав собственников.

    — Чтобы понять, как у нас обстоят дела с реновацией комплексных территорий, достаточно посмотреть на город Москву и принятое законодательство. В связи с тем, что вице-премьером стал бывший заместитель столичного градоначальника Марат Хуснуллин, который как раз курировал строительную отрасль, думаю, московский опыт хотят распространить на всю страну.

    Отвечать на вопрос есть или нет риска для собственников жилья, пока не принят документ в окончательной форме — дело неблагодарное.

    Будут ли нарушаться права граждан регионов или нет, можно будет сказать только после того, как станет ясно, в каком виде все нормы прописаны в законе.

    Хотя я согласен с Галиной Хованской в том, что вопросы сноса и предоставления жилья по реновации — это не нормы Жилищного кодекса. Это отдельное законодательство, в большей степени градостроительное, которое регулирует вопросы строительства.

    Сам по себе законопроект права граждан не нарушает. А вот как будет проходить его реализация — это вопрос.

    «СП»: — То есть принудительное изъятие недвижимости — это не нарушение прав собственников?

    — Посмотрим, как будет реагировать Государственная дума, профильные комитеты и какой закон мы получим на выходе. Если формулировки об изъятии в том или ином виде останутся, мы сможем предметно обсуждать, есть ли там нарушения. Но я отмечу, что с точки зрения действующего законодательства сами по себе такие нормы не нарушают прав граждан в жилищной сфере.

    У нас уже существует и действует норма об изъятии жилья для государственных нужд. Вспомните, сколько было вопросов в Подмосковье, связанных со строительством ЦКАД. Поэтому само по себе наличие нормы еще не свидетельствует о нарушении прав. Речь идет о ее практической реализации.

    Источник: https://svpressa.ru/realty/article/276528/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.