Что такое приватизация земли

В каких случаях возможна бесплатная приватизация земельного участка

Что такое приватизация земли

Под приватизацией понимается приобретение права собственности на недвижимость, принадлежащую государству или муниципалитету.

До недавнего времени эта возможность не была предусмотрена законом, и владеть землей можно было лишь по праву бессрочного пользования либо пожизненного наследования, которое не включало в себя возможность совершение каких-либо сделок с участком.

Право на продажу земли, сдачу в аренду и другие действия доступны после завершения приватизации. Сколько стоит приватизировать землю, зависит от способа и времени получения ее в пользование.

Виды приватизации

Приватизировать участок можно тремя способами:

  • Бесплатно, по упрощенной схеме в административном порядке. Такое возможно, если на участке расположен дом заявителя, право собственности на который было получено до принятия новой версии Земельного кодекса РФ (до января 2002 г.) и в других случаях, предусмотренных законом.
  • Подав исковое заявление в суд. Необходимость в этом возникает в случае отказа администрации в процедуре бесплатной приватизации. Обжалование возможно в течение трех месяцев после выдачи отказа.
  • Выкупив участок у государства. Чтобы определить, сколько стоит приватизировать земельный участок, нужно провести кадастровую экспертизу. Воспользоваться этим вариантом может любое лицо.

Бесплатная приватизация

Новым ЗК РФ установлен запрет на предоставление земли в бессрочное пользование или пожизненное наследование, однако лица, получившие такое право до вступления в силу нового ЗК, могут оформить право собственности безвозмездно. Такая возможность предоставляется также и некоторым другим категориям лиц. Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию можно только один раз.

В каких случаях возможна

приватизация участка

какие документы нужны для приватизации садового участка — читайте в статье здесь

согласно зк рф право на бесплатную приватизацию земли имеют лица:

  • получившие право собственности на дом (подсобную пристройку), расположенный на участке, до 31 октября 2001 г. в результате покупки, наследования, частного строительства или других действий.
  • владеющие землей, на которой расположено жилое строение оформленное в собственность по праву:
    1. постоянного пользования (это право не передается по наследству, поэтому наследникам собственника все-таки придется выкупить участок у государства или оформить договор аренды).
    2. пожизненного наследуемого владения.
  • заключившие договор аренды на участок (для индивидуального строительства или ведения хозяйства) до 31 октября 2001 г. , то есть принятия зк рф.
  • являющиеся членами садоводческого товарищества или строительного кооператива (по «дачной амнистии»).
  • многодетным семьям, имеющим более двух детей, приобретающим участок для строительства дома (пп. 6 ст. 39.5 зк рф).
  • приобретающие участок на территории дальневосточного округа. регистрация таких земель осуществляется в особом порядке, регулируемом пп. 9 ст. 39.5 зк рф.
    1. имеющие льготы (пп. 7 ст. 39.5 зк рф):

    2. ветераны;
    3. герои ссср и рф;
    4. герои социалистического труда;
    5. лица, находящиеся на военной службе;
    6. дети-сироты.

стоимость приватизации земельного участка в 2020 году для лиц, не вошедших в список, будет зависеть от кадастровой стоимости земли.

сроки

Законодательством был установлен срок реализации права на бесплатную приватизацию до декабря 2013 г. Однако, учитывая тот факт, что большинство граждан не успело воспользоваться своим правом, срок продлевался еще дважды: до 1 марта 2015 г. и до 1 марта 2018 г.

Более подробно до какого года продлена приватизация читайте в этой статье https://realtyinfo.online/2951-privatizaciya-nedvizhemisti-do-kakogo-sroka-prodlena

Гораздо более длительный срок оформления отпущен для членов садоводческого (и подобных ему) товарищества и кооператива — до 31 декабря 2020 г. Данная льгота действует независимо от того, когда участники вступили в товарищество (кооператив). Соответствующие исправления были внесены в «дачную амнистию» 1 марта 2015 г.

Оформление

О приватизации земли

Порядок приватизации земельного участка в 2020 году описан в статье здесь

Чтобы получить право собственности на землю, нужно выполнить следующие действия:

  1. Получить согласие или отказ каждого из членов семьи в письменной форме и заверить его у нотариуса.
  2. Написать заявление в районную администрацию. Срок его рассмотрения составляет месяц.
  3. При отсутствии кадастрового паспорта провести межевание земельного участка (за свой счет) для составления плана (п. 15 ст. 39.15 ЗК РФ). Обычно это занимает не больше месяца.
  4. Получить кадастровый паспорт.
  5. Провести оценку участка, чтобы определить, сколько стоит приватизация земли (в случае с ее выкупом).
  6. Заключить договор передачи земли (при безвозмездной приватизации) или купли-продажи (если приватизация платная).
  7. Подать заявление и собранный пакет документов в Росреестр. Решение должно быть получено в течение десяти дней (п. 3 ст. 13 № 122 –ФЗ).
  8. В случае положительного ответа зарегистрировать право собственности на землю.

Если земельный комитет отказывает в выдаче договора, следует обратиться в арбитражный суд с просьбой признать его действия противоречащими законодательству.

Пошлина

Независимо от способа приватизации (бесплатного или стандартного) оформление составит некоторые обязательные, а при необходимости, и дополнительные расходы. Чтобы рассчитать, сколько стоит приватизация дома и участка, нужно также принять во внимание возможное отсутствие нужных документов.

За регистрацию права собственности на участок в Росреестре взимается пошлина.

Земли Сумма (р.)
Предназначенные для постройки частного жилого дома, ЛПХ, разведения садово-огородных культур, ИГИС350
Используемые в других целях2000

Дополнительные расходы.

Виды Сумма (р.)
Согласие каждого из членов семьи, проживающего на участке, выражается в письменном виде и заверяется нотариально1000
Если кто-либо из членов семьи против приватизации, отказ составляется в письменной форме и заверяется у нотариуса1000
При отсутствии технического паспорта проводится межевание и составляется план участка11 000
Получение паспорта в БТИСогласно тарифу, установленному администрацией
Выписка из ЕГРЮЛ200

Источник: https://realtyinfo.online/2890-stoimost-privatizatsii-zemelnogo-uchastka

Приватизация земельных участков гражданами

Что такое приватизация земли

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Закон о приватизации земли

Что такое приватизация земли

Закон о приватизации земельных участков в новой редакции установил, что граждане смогут бесплатно получить землю от государства ещё до 2018 года. Ранее такая возможность была установлена лишь до 2015 года. Кроме того, как отмечают некоторые депутаты Государственной думы, со временем приватизация может быть переведена в бессрочную форму.

Какие земли можно приватизировать?

Разумеется, не все земли подлежат приватизации.

Закон о приватизации земельного участка ограничивает перечень категорий земель, допущенных к приватизации следующими типами:

  1. Все те земли, которые были переданы гражданам в пользование до вступления в юридическую силу указанного закона.
  2. Участки, которые выделяются гражданам для постройки собственного жилища, а также для осуществления на них хозяйственной деятельности подсобного характера.
  3. Те земли, на которые граждане получили либо получат право безвозмездного пользования, которое имеет бессрочный и наследуемый характер.
  4. Земельные наделы, предоставленные гражданам в пределах садоводческих, дачных кооперативов и так далее в целях устройства личных садов и огородов.

В своём большинстве это земли исключительно населённых пунктов и сельскохозяйственного назначения. Однако и из данных категорий возможны исключения, когда приватизировать не представляется возможным.

Так, законом к таким землям отнесены следующие:

  • земли, которые специальным актом или в соответствии с земельным законодательством выведены из свободного оборота между лицами;
  • участки, которые государство планирует изъять в собственных целях в ближайшие 30 лет, которые подлежат реквизиции по иным причинам.

Вместе с тем рассматриваемый ФЗ (федеральный закон) в России не является исключительным актом, регулирующим порядок приватизации.

Так, помимо него процедура будет регламентироваться следующими актами:

  • Земельный кодекс;
  • Закон о дачной амнистии;
  • Закон о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.

Основной целью ФЗ является прекращение права граждан на безвозмездное пользование участками в наследуемом порядке. По этой причине до 2018 года должны быть переведены в частную собственность их нынешних владельцев либо оформлены посредством договора аренды.

После указанной даты иные формы права владения землёй не будут признаваться в качестве юридического факта.

Участок, где расположен частный дом

Ранее, когда гражданам выдавалась земля на праве бессрочного владения пожизненного типа, то им давалось разрешение на возведение на ней строения, хотя по нынешнему законодательству разрешение выдаётся лишь при согласии собственника земли. По этой причине случился казус, который привёл к тому, что дома стали частной собственностью, а земля осталась государственной.

Однако Земельный кодекс устанавливает, что земля и строение на ней являются неотделимым целым. Такое же положение закреплено и в гражданском законодательстве. Так что приватизации земли под частным домом является обязательством каждого собственника такого строения.

Чтобы осуществить приватизацию в данном случае в местную администрацию, в земельное управление предоставляется следующий перечень документации:

  • заявление;
  • паспорт собственника строения;
  • копию документа, который удостоверяет факт предоставления земли;
  • кадастровые документы на землю и на строение.

При этом в обязательном порядке осуществляется выкуп земли. То есть бесплатно приватизировать землю в таком случае не получиться.

Цена участка определяется согласно удельным показателям за единицу измерения участка, установленным государственной оценкой, которая проводится раз в 2–5 лет в зависимости от региона.

Участок под многоквартирным домом

Жители многоквартирных домов даже не имеют представления о том, кому принадлежит земля под их домом. Если участок при постройке здания был выкуплен застройщиком, то она сразу становится собственностью жителей, которые купили квартиры в соответствующем доме, либо жилищной организации, в зависимости от положений договора.

Однако большинство домов были построены ещё в советское время либо после развала, но также на средства государства. Так что земли под большинством таких домов являются до сих пор собственностью государства.

Положения нового закона об обязанности жильцами выкупить земли под их домами распространяются и на жителей многоквартирных домов. Это не только бюрократическая проблема, но и возможность, которая даёт жильцам множество преимуществ.

Среди таких преимуществ стоит отметить следующие:

  • после выкупа никто не сможет распоряжаться либо каким-то иным образом пользоваться землёй, кроме самих жильцов;
  • без участия и согласия жителей никто не сможет возводить постройки, даже государственного или иного публичного назначения;
  • муниципалитет не сможет изъять участок под домом, тем самым не сможет принудительно переселить жителей в другие дома;
  • жильцы смогут получать определённую прибыль, если будут использовать приватизированные земли непосредственно перед домом в коммерческих целях;
  • жители смогут сами обустраивать эти участки по своему усмотрению по общему соглашению всех собственников квартиры соответствующего многоквартирного дома.

Таким образом, преимуществ достаточно, чтобы жители многоквартирных домов решились быстрее осуществить приватизацию.

Вместе с тем стоит отметить некоторые негативные для жильцов последствия:

  1. После того как жильцы станут собственниками земли под их домом, они обязаны будут платить земельный налог. Ставка земельного налога имеет процентную привязку к кадастровой стоимости. Так что размеры налогов получаются немаленькими. Однако, сумма налога распределяется между всеми собственниками квартир.
  2. Облагораживание и обустройство придомовых участков является не только правом, но и обязательством собственников квартир. Так, если такие участки будут находиться в неухоженном состоянии, то жилищная инспекция может наложить штраф на жильцов.
  3. После приватизации участка под многоквартирным домом стоимость одной квартиры в нём автоматически подскачет на 20–30%. Тем самым жильё станет менее ликвидным, а собственникам будет сложнее продать свои квартиры.

Нужно иметь в виду, что по любому своему усмотрению жильцы участок использовать не смогут.

Так, при облагораживании и ином использовании придомового участка требуется соблюдать нормы проживания и иные бытовые, технические стандарты, установленные жилищным законодательством.

Участок в селе

Сельские участки также подлежат приватизации, однако её порядок регламентируется иным законом, который специально регулирует оборот сельскохозяйственных земель. ФЗ достаточно обширный и подробно регламентирует приватизацию земель на селе.

Основные моменты заключаются в следующем:

  1. Вопросы приватизации земель на селе находятся в ведении местных органов власти. Так, сельские советы осуществляют непосредственное распоряжение участками в соответствии с приказами вышестоящей администрации и согласно региональному законодательству.
  2. Граждане, а также организации могут получить земли в своё пользование в сельской местности согласно договору купли-продажи или аренды. Выкуп земель осуществляется исключительно на публичных торгах, назначаемых при наличии двух и более претендентов на землю. Данное правило действует лишь при условии подачи публичного объявления о проведении торгов на соответствующие участки.
  3. Наличие договора аренды, действующего более трёх лет, является основанием для выкупа земли в приоритетном порядке. Так, граждане и организации, имеющие такие договоры на землю, могут выкупить её без проведения торгов путём заключения обычного соглашения о купле-продаже.

Однако главным условием получения земли от государства, будь то выкуп или аренда, является целевое использование соответствующих участков. Так, несоблюдение норм Земельного кодекса по поводу целенаправленности каждой категории земли является основанием для изъятия земли даже из частной собственности.

Дачная амнистия

Многих обрадовало положение закона о дачной амнистии про приватизацию земли. Однако не всё на самом деле так гладко. Многие граждане и владельцы дач попросту не подпадают под условия дачной амнистии.

Так, основными условиями приватизации дачных участков являются:

  1. Получение земли до 2001 года. Все участки в садовых и дачных кооперативах, полученные после указанного года, подлежат приватизации в общем порядке. На такие участки в садоводстве дачная амнистия не распространяется.
  2. Право, предоставленное на землю. Так, приватизировать можно лишь те дачные участки, которые предоставлены на основе права пожизненного владения с последующим наследованием или в постоянное безвозмездное пользование. Аренда земли или иное платное пользование означает необходимость выкупа земли, а не бесплатную приватизацию.
  3. Если на участке имеются определённые строения, то необходимо в обязательном порядке представить разрешительные документы на строение, в частности, разрешение на ввод соответствующего жилья в эксплуатацию. В противном случае факт наличия строения лучше скрыть или оформить на него документы в качестве вновь возводимого строения.

Если данные условия выполнены, то никаких проблем в приватизации дачи возникнуть не должно.

Если нет определённого правоустанавливающего документа, но земля по факту была выделена ещё до 2001 года, то необходимо запросить копию соответствующего постановления из местной администрации либо через архивную службу соответствующего района.

Если в результате таких действий никаких документов не обнаружится, то приватизация будет осуществляться в общем порядке. При этом будет производиться выкуп земли, а владелец будет обладать преимущественным правом покупки без проведения торгов.

Документы на приватизацию

Перечень документов разнится в зависимости от того, какой именно тип земли подлежит приватизации.

Так, если приватизировать нужно землю под частным домом, тип которой является ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), то понадобятся следующие документы:

  • заявление по образцу, устанавливаемому местной администрацией;
  • квитанция, которая подтвердит оплату пошлины в размере 200 рублей;
  • паспорт заявителя (только гражданин РФ);
  • документ, удостоверяющий права представителя, если подача документов осуществляется при его участии;
  • кадастровые документы на жилой дом;
  • документ, удостоверяющий соответствующее право на участок.

При осуществлении приватизации иных категорий земель, к примеру, участка в дачном кооперативе, сельскохозяйственного надела, представлению подлежат следующие документы:

  • заявление в простой письменной форме;
  • квитанция;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство, сертификат, постановление администрации о выделение земельного участка;
  • решение соответствующего кооператива о выделении земли члену кооператива;
  • документы на постройку (декларация, разрешение на стройку).

Приватизация в большинстве случаев бесплатная. Однако несмотря на это большинство граждан, боясь налогообложения и иных правовых последствий приватизации, не решаются её осуществить. По этой причине большая часть земли в обороте до сих пор находится в государственной собственности.

Из-за этого государству приходится постоянно откладывать запрет на бесплатную приватизацию, так как такой запрет лишит возможности увеличить облагаемую базу земельного налога.

Чем больше людей приватизируют участки, тем больше средств будет попадать в региональные бюджеты. Тем самым федеральные субсидии уменьшатся, а государство сможет сосредоточиться на более важных целях.

Когда программа приватизации только задумывалась, депутаты и правительство были едины во мнении, что уже к середине 2000 годов вся земля будет приватизирована. Однако граждане не выразили такую активность и интерес, который предполагался. Цели ФЗ не были достигнуты. Поэтому его действие ещё не раз продлевалось.

На сегодняшний активно обсуждается вопрос об отмене временных ограничений на приватизацию новым проектируемым федеральным российским законом. Так, она может стать бессрочной.

Вместе с тем на сегодняшний день для владельцев дачных участков были установлены самые благоприятные условия.

Так:

  • бесплатно они смогут приватизировать свои участки вплоть до 2020 года;
  • в этот срок им не нужно доказывать законность строения и представлять разрешение администрации на ввод соответствующего жилого строения в эксплуатацию.

Между тем особый порядок установлен для приватизации участков с жилыми строениями, где помимо официальных пользователей земли прописаны несовершеннолетние граждане. В таком случае необходимо учитывать интересы детей, для чего требуется участие органа опеки. В остальном порядок ничем не отличается.

Источник: https://ZhiloePravo.com/oformlenie/privatizatsiya/zakon-zemelnyh-uchastkov.html

Основные положения закона о приватизации земельных участков

Что такое приватизация земли

Приватизация земельного участка – это особое мероприятие, целью которого является получение земельного надела, принадлежащего государству или муниципалитету, в частную собственность. Все земельные участки классифицируются по группам, основывающимся на законодательстве РФ.

В зависимости от категории участка, существует два вида приватизации – платный и бесплатный вид. Как земельный участок, так и отдельные его части могут выступать в качестве приватизируемого объекта.

Переход земли к собственнику может происходить на определенных правах, которые делятся на индивидуальные, долевые и совместные виды пользования.

Приватизированный объект впоследствии дает возможность собственнику править им и делать с ним, всё что угодно (возвести постройки, сдать в аренду, завещать, продавать, подарить и т. д.). Но вместе с этим, владелец берет на себя определённые обязанности, в том числе уплату налогов за землепользование.

В противном случае на неприватизированное имущество владелец не будет иметь абсолютно никаких прав, и муниципалитет в любой момент сможет забрать это имущество для своих нужд, даже если на участке расположен дом.

Нюансы приватизации земли

В приватизации земли нет определённых ограничений и запретов. Однако существует множество несогласованностей и нюансов в этом действии.

Не новость, что в последнее время, распространилось большое количество мошенников, которых предлагают свои услуги по быстрой и простой приватизации, поэтому заниматься приватизацией лучше в одиночку или с помощью только официального квалифицированного юриста.

Основными условиями процесса приватизации являются:

  1. Расположение земельного участка. Приватизируемый участок не должен находиться под ведомством государства. Это значит, что такие зоны, как санитарные, парковые, зоны лесных полос и искусственных или природных водоёмов не могут быть приватизированы. Также не имеет смысла приватизировать места муниципального владения, улицы, дороги, стратегические зоны. Участок, который будет приватизироваться, может находиться в городе или деревне. Этой услугой могут воспользоваться собственники частного дома, гаража, а также владельцы квартир в двухквартирном или многоквартирном доме, при этом в частную собственность будет переходить земельный участок или двор у многоэтажки. Для приватизации двора соседи должны будут объединиться в ТСН (товарищество собственников недвижимости).
  2. Сколько понадобиться времени. Основной критерий для процедуры приватизации земли – это наличие всех необходимых документов на руках у заявителя. Если таковые имеются, то долго ждать не придётся, решение о праве приватизировать землю будет оглашено через 14 дней. Если же какой-либо из документов будет отсутствовать, то сроки могут продлеваться на неопределённое количество дней, чаще всего еще на две недели. Продление времени ожидания будет обусловлено тем, что недостающий документ нужно будет восстанавливать из архива.
  3. Следует знать, до какого года продлена приватизация земельных участков, так как эта услуга ограничена по времени. Процедура приватизации должна была закончиться еще в 2013 году, однако её продлили до 2018 года. В 2018 этот процесс снова продлили до 2020 года. Будет ли заканчиваться приватизация земельных участков вообще – никто не знает, поэтому лучше не оставлять дело собственности, и приватизировать её в ближайшие сроки.

Кто имеет право на приватизацию

Право на приватизацию в первую очередь дается собственнику дома. Также аналогичную возможность имеет человек, которому земельный участок достался бесплатно, но только в том случае, если права на владение принадлежат разным людям.

Гражданин, принявший решение об оформлении в собственность земли под своим домом, должен обратиться в районную администрацию, где ему расскажут о необходимом перечне документов, после чего они будут отправлены на проверку, и в течение двух недель будет оглашено решение. В случае положительного ответа следует обратиться в регистрационную службу по месту жительства для заключительного оформления.

В ситуации, где собственность находится в аренде у физического лица, существуют определённые сложности, так как приватизировать участок может только тот человек, которому он достался до вступления в силу Земельного кодекса. Если права на землю были оформлены после 2001 года, единственным вариантом приобретения земли будет только ее покупка.

Что касается приватизации садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ), в 2015 году был принят ряд изменений, которые, в свою очередь, упростили процесс приобретения сельскохозяйственных земель. Если подробнее, особе, являющейся членом садового товарищества, достаточно лишь написать заявление и подать его в соответствующую администрацию, не дожидаясь согласия сообщества.

В случае если человек не состоит в сообществе садоводства и подает заявление для индивидуального приобретения конкретного сектора сада, ему следует незамедлительно собрать и подать весь список документов в орган регистрационной службы (администрация города, исполком), при этом после нового законопроекта необходимость в предоставлении кадастрового плана с 2015 года не требуется.

Что касается наследования, то людям, которым надел достался по наследству, обязаны либо арендовать его, либо приобрести.

Для того чтобы стать законным хозяином земельного надела под дачным или садовым домом, необязательно жить в них на постоянной основе. Этот факт относится и к владельцам автомобилей, имеющим гаражи. Естественно, во всех описанных процедурах требуется регистрировать свои права на конкретный вид недвижимости.

Порядок приватизации земельного участка

Приватизация земли – это энергозатратный и трудоемкий процесс. Как правило, начать стоит с тщательного сбора нужных документов.

Следует знать: если земля будет приватизироваться на льготных условиях, потребуется подготовка дополнительных документов, подтверждающих особый статус гражданина (справка о составе семьи, статус военнослужащего и т. д.).

Общая процедура перехода земельного участка в частную собственность должна проводиться при соблюдении всех требований закона. Порядок процедуры изложен в настоящем Земельном кодексе, Федеральных законах № 137, 178.

Пошаговая инструкция:

  1. Сбор необходимого пакета документов, в том числе дополнительных справок для определения статуса на предоставление льготной помощи.
  2. Подача соответствующего заявления и оплата госпошлины за предоставление госуслуг.

Документы могут подаваться в две инстанции, в зависимости от того, какие сведения занесены в базу данных ЕГРП:

  • территориальное отделение Росимущества;
  • администрация муниципалитета.

Данные инстанции обязаны огласить решение в 30-дневный срок. В процессе рассмотрения заявления рекомендуется провести межевание участка.

В случае если кадастровый план отсутствует, требуется вызвать кадастрового инженера для замера и установки границ.

После создания соответствующего документа с изображением плана земельного участка следует обратиться в орган Росреестра, который даст приватизируемому участку кадастровый номер и поставит его на учёт.

  1. Регистрация в Росреестре. Собственник также должен предоставить все необходимые документы (заявление, решение администрации, квитанцию об оплате госпошлины и т.д.) После предоставления всех документов сведения о новом приватизированном объекте вносятся в базу данных реестра в течение десяти рабочих дней. В заключение выдается свидетельство и обновленная выписка из ЕГРН.

Процедура оформления гаражных боксов и земельных участков

УпрощеннаяСтандартная
Земля для постройки гаражей в индивидуальной формеЗемля для строительства гаражных кооперативов
Вручить акт о распоряжении на постройку частного гаража в администрацию, где будет выдано разрешение на строительствоНаправить документы о выделении определённой местности для постройки кооператива и техпаспорт на гараж в администрацию, где будет выдано решение комиссии
Переслать акт о распоряжении на постройку гаража в кадастровую палату или МФЦ, где будет выдан кадастровый паспорт на гараж, и внесутся данные в государственный реестр недвижимостиПередать все полученные документы на ГСК в Росреестр, где зарегистрируется право на строительство гаража
Отдать все полученные документы в Росреестр, где зарегистрируется право на строительство гаража

Необходимые документы и заявление

Перечень нужных документов идет в стандартном виде и не меняется, однако нередко могут требоваться еще и дополнительные документы, в зависимости от конкретного случая относящиеся уже скорее к индивидуальным случаям. Прежде чем начинать сбор документации, рекомендуется сначала уточнить его список в местном Земельном комитете.

Обычно для приватизации требуются:

  • заявление. Бланк должен заполняться владельцем жилья (квартира, дом) или же руководителем организации, претендующей на участок земли. Образец для заполнения должен находиться в Земельном комитете;
  • паспорт претендующей на приватизацию особы;
  • документ, который должен указывать на законное право владения имуществом (договор аренды, акт о наследственности, разрешение на застройку и т. д.)
  • кадастровый номер и технический план;
  • документ со сведениями о нормативной стоимости надела. Эта бумага также берется в Земельном комитете;
  • справка с указанием цены земельного участка. Такую бумагу выдает БТИ;
  • справка с налоговой службы о размерах участка и соответствующих налогах на него;
  • документы, подтверждающие законное владение всеми постройками на участке (здания, сооружения и т. д.);
  • кадастровый паспорт дома или квартиры, расположенных на земельном наделе;
  • справка о стоимости всех строений, взятая из БТИ;
  • бумага, взятая из ЕГРН и предоставляющая все сведения о лицах, наделенных правами на приватизируемый объект.

Полный список необходимых бумаг изложен в ФЗ № 178.

Если у жилого строения не один владелец, для оформления приватизации понадобится письменное согласие всех собственников.

Заявление на приватизацию земельного надела заполняется в стандартной форме. В первую очередь заполняется «шапка» заявления, где должна быть указана информация о заявителе и о принимающем органе самоуправления. Сам документ должен содержать такие данные:

  • идентификационные данные заявителя;
  • паспортные данные (серия, номер, дата и место выдачи);
  • номер и серия ИНН;
  • полный адрес собственника;
  • сведения о размерах надела и целевом использовании (данную информацию можно узнать в МФЦ).

Вместе с заявлением требуется представить документ из органа самоуправления об установленных правах на приватизируемую землю.

Условия платной и бесплатной регистрации прав

Ознакомившись с редакцией закона «О дачной амнистии», можно узнать о том, что нужно для бесплатной приватизации земельного участка.

Бесплатная основа

На самом деле главным условием бесплатного приобретения участка является предоставление его в пользование гражданам страны только до 2001 года. Действовать на данной земле можно также только на определенных разрешённых условиях – ведение подсобного хозяйства, гаражного, дачного или жилищного строительства, а также сельскохозяйственной культуры.

Получить приватизационный документ можно в отделе Росреестра по месту нахождения участка, соответственно предоставив необходимые документы.

Если в имеющемся документе не указано конкретное назначение выданного участка, тогда следует выписать соответствующую справку, уточняющую определение вида участка, местоположения выдающего органа, а также дату, когда он был выдан в пользование.

Также согласно Земельному кодексу существует еще ряд случаев для бесплатной приватизации земли:

  • наличие официальной бумаги, подтверждающей право на бессрочное пользование или унаследование владения участком;
  • при получении нового надела взамен отнятого по причине муниципальных или государственных нужд;
  • владение помещением в кондоминиуме.

Платная основа

Участки, не относящиеся к «дачной амнистии», земли, на которых находятся промышленные постройки, а также земли, принадлежащие юридическим лицам, проходят приватизационный процесс на платной основе.

Вопрос об изменении вида пользования можно разрешить только с высококвалифицированным юристом, так как исходя из небольшой практики по решению таких вопросов в судебных докладах, нередко идут отрицательные решения, в связи с отсутствием причин для изменения вида разрешений.

Стоимость приватизации устанавливается государством на основании нормативной оценки земли и суммы земельного налога, в зависимости от размеров участка и других критериев.

https://www.youtube.com/watch?v=QtwWSJla2FU

Оформление как платной, так и бесплатной регистрации прав можно доверить специалисту этой сферы. Его услуги будут стоить немалых денег, однако процесс регистрации очень трудоемкий и длительный, и самостоятельно им заниматься будет крайне сложно.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/privatizatsiya-uchastkov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.