Этапы проведения приватизации

Процедура приватизации имущества: основные этапы, документы и сроки

Этапы проведения приватизации

Приватизация социально-бытовых объектов позволяет государственные квартиры переводить в частную собственность. Человек может лишь раз в жизни в ней поучаствовать, оформив на себя жилище.

Люди приватизируют дома для того, чтобы получить возможность их продавать или завещать по наследству. Сама процедура проходит в несколько этапов, и под конец человек получает свидетельство о праве на собственность.

Чтобы всё прошло гладко, рекомендуется ознакомиться с основными правилами, самим процессом и важными нюансами. Тогда этапы приватизации не вызовут проблем.

Основное понятие

Приватизация – это перевод государственных социально-бытовых объектов в частную собственность. Бесплатная процедура существует с 90-х годов прошлого столетия и актуальна по сей день.

В ней каждый совершеннолетний человек может поучаствовать лишь однажды. Если есть необходимость оформить несколько квартир, то их можно записать на разных членов семьи.

В процедуре может поучаствовать даже несовершеннолетний, однако свои права он получит только в 18 лет.

Чтобы приватизация прошла успешно, необходимо, чтобы все прописанные в социально-бытовом объекте люди не были против. Они должны дать письменное согласие на проведение процедуры, либо же написать отказ в пользу других родственников.

Без этого процесс не сдвинется с места. К слову, согласие нужно спрашивать и у детей, которым уже исполнилось 14 лет, а также у людей, которые прописаны, но временно отсутствуют (например, служат в армии).

Если хоть кто-то не согласится, то приватизацию не удастся провести.

Приватизацию могут посчитать недействительной, если она прошла незаконно. Сейчас достаточно часто встречаются мошенники, которые на себя делают оформление социально-бытовых объектов.

Причём некоторые из них не являются владельцами или же обходят определённые правила. Например, не спрашивают согласие у всех родственников. Если будут основания признать процедуру недействительной, то можно будет обратиться в суд.

Там уже вынесут решение, от которого можно будет дальше отталкиваться.

Через сколько выдадут свидетельство?

Люди часто беспокоятся о том, что приватизация социально-бытовых объектов проходит не слишком быстро. Некоторым хотелось бы сделать всё за несколько недель. Однако процесс более длительный, так как проходит в несколько этапов.

Минимальный срок, за который могут всё сделать, составляет два месяца. Однако мало кому везёт, и чаще всего процесс затягивается.

Длительность зависит от разных моментов, например, от того, насколько быстро человек соберёт нужные документы.

Процесс часто затягивается, если не удаётся получить согласие одного из жильцов. Также могут возникнуть и другие проблемы, которые потребуют судебного разбирательства. В этом случае может уйти от 3 до 9 месяцев на приватизацию социально-бытовых объектов.

Стоит запастись терпением и подготовиться ко всем этапам. Самое главное, всё сделать правильно, чтобы в приватизации не отказали. Тогда удастся получить свидетельство о праве собственности, как только все необходимые действия будут выполнены.

Основные этапы

Достаточно часто люди, которые никогда не сталкивались с регистрацией социально-бытовых объектов, интересуются тем, как проходит данная процедура.

Многие думают, что она слишком сложная, и поэтому даже откладывают её на потом. Другие переживают, что на неё может уйти много денег, даже несмотря на то, что она считается относительно бесплатной.

Приватизация и правда не самая лёгкая процедура, однако успешно её пройти вполне реально.

Первый этап – обращение в БТИ (Бюро Технической Инвентаризации). Именно в него необходимо подать заявку для того, чтобы работник провёл обследование квартиры. Услуга платная, а стоимость зависит от того, насколько срочно нужно явиться сотруднику бюро. Срок проведения обследования может длиться от 1 дня до 30 дней.

Если человек провёл перепланировку внутри помещения, то это потребуется согласовывать. Возможно, её придётся ликвидировать, чтоб не возникло лишних трудностей. К подобному не всегда придираются, однако всё равно проблема может возникнуть.

На первом этапе также надо заказать выписку из домовой книги и копию лицевого счёта. Всё эти документы потребуются для приватизации, и без них не удастся её провести. К слову, действовать они будут ровно 30 дней с момента выдачи. А изготавливать их будут примерно две недели.

Второй этап – запись в жилищный отдел. Туда надо обращаться, как только все документы будут на руках. Записываться нужно в администрацию по месту проживания. Все адреса, телефоны и время работы можно узнать в интернете. Далее следует посетить жилищный отдел, чтобы написать там заявление и оформить договор для приватизации.

Очень важно, чтобы при проведении данной процедуры присутствовали все люди, которые проживают в квартире. Также с собой нужно обязательно взять договор социального найма, ордер или выписку, технический паспорт. Если всё будет сделано верно, то специалисты назначат срок выдачи договора.

Третий этап – это получение договора. Прийти нужно в назначенный день, опаздывать нельзя. После этого надо будет отправиться в Управление Федеральной Регистрационной Службы для того, чтобы взять свидетельство о государственной регистрации права. Уже после этого человек будет считаться законным владельцем.

Четвёртый (последний) этап – посещение БТИ. В этот раз нужно поставить свою уже приватизированную квартиру на учёт. Это обязательно абсолютно для каждого человека.

По такой схеме проходит приватизация социально-бытовых объектов в обычном порядке. Если же по какой-либо причине процедура осложнится, тогда могут появиться и другие этапы, например, посещение суда. Но это уже отдельные случаи, когда у человека возникают проблемы.

Список документов

Для проведения приватизации существует список необходимых документов, которые обязательно нужно предоставить. Если хотя бы одного не будет, то процесс осложнится, или же квартиру вовсе нельзя будет перевести в частную собственность. О сборе официальных бумаг человек должен заранее позаботиться. Тогда не придётся потом на это тратить время.

Список:

  1. Заполненное заявление на приватизацию в определённом бланке.
  2. Кадастровый паспорт.
  3. Паспорта всех людей, которые проживают в квартире. Для детей потребуются свидетельства о рождении.
  4. Ордер на жилое помещение и договор социального найма. Взять можно в БТИ по месту проживания.
  5. Справка о дате постройки дома. Тоже можно взять в БТИ.
  6. Выписка из домовой книги, в которой есть информация о людях, зарегистрированных на территории квартиры.

Эти документы должны обязательно быть у каждого человека, так как без них процедуру не проведут. Все они должны быть действительными и подлинными.

В ином случае заявление не примут, и у человека не будет возможности пройти приватизацию. Очень важно следить за актуальностью справок, так как они имеют ограниченное действие.

Их следует брать тогда, когда до самого процесса осталось немного времени, иначе придётся потом обращаться за ними второй раз.

К слову, потребовать могут дополнительные официальные бумаги. Это зависит от ситуации, и они нужны не всем людям. Однако стоит предусмотреть такой вариант.

Список дополнительных документов:

  1. Отказы людей, прописанных в квартире. Должны быть заверены нотариусом.
  2. Справка из регистрационного органа, подтверждающая, что человек не участвовал раньше в приватизации.
  3. Справка, которая подтвердит адрес приватизируемой квартиры. Она часто требуется, если название улицы или номер дома, которые были указаны в ордере, изменились.
  4. Выписка из домовой книги, доказывающая регистрацию ребёнка по другому адресу, который был выписан из этой квартиры.
  5. Решение суда, заверенное и вступившее в силу.

При сборе документов важно смотреть на то, чтобы все сведения были правильно написаны. Также обязательно нужно убедиться, что на официальных бумагах стоят подписи, числа и печати. Помимо этого, важно, чтобы в документах не было исправлений, зачёркиваний и каких-либо ошибок. Иначе их не примут и к процедуре не допустят.

Могут ли отказать?

Люди, проходящие приватизацию, часто переживают о том, что им могут отказать. Подобное действительно возможно, но только при наличии причин. Просто так, без веских оснований, никто не может дать отрицательный ответ. Поэтому полезно будет ознакомиться с возможными причинами, чтобы убедиться в их отсутствии.

В первую очередь нужно помнить о том, что квартиры в общежитии не приватизируют. Также к процедуре не допускаются помещения в аварийном состоянии. Но не стоит путать их с квартирами, в которых требуется капитальный ремонт. Если дом готовится под снос, то тут тоже нет шансов его приватизировать.

Также процедуру не проведут, если человек не подал все необходимые документы или же среди них оказались фальшивые. В этом случае придётся либо дополнить список, либо заменить некоторые бумаги на настоящие. К слову, любые попытки обмана сразу же раскрываются, поэтому нет смысла даже и пытаться.

Достаточно часто отказывают в приватизации, если выясняется, если кто-то из прописанных родственников не дал своё согласие. Этот факт, как правило, не удаётся утаить. Также процедуру не проводят в том случае, если менее полугода назад из квартиры выписали несовершеннолетнего. Это всегда служит причиной для отказа.

В любом случае, если пришёл отрицательный ответ, можно попробовать оспорить его в суде. Конечно, для этого придётся привести веские основания, а также некоторые вещи подкрепить документально.

Ещё не помешает нанять опытного юриста, который будет грамотно вести дело. Тогда будет шанс, что по решению суда всё-таки разрешат жилплощадь приватизировать.

В этом случае можно будет сразу заняться оформлением, а затем получить свидетельство, подтверждающее права на собственность.

Источник: https://ProSobstvennost.ru/privatizaciya/drugoe/etapy.html

История приватизации в России

Этапы проведения приватизации

Первым нормативным актом в этой области стал закон “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”, принятый 3 июля 1991 г. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Указ президента РФ Бориса Ельцина “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий” от 29 января 1992 г. ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 г., когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 г.

президент Российской Федерации подписал Указ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”.

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тыс. руб., а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций – чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х гг. не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий.

Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 гг. было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 г. количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 г.- до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). К концу 1994 г. в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 г. “Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.”.

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 г. президент подписал указ “О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности”. В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 г. общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ” от 21 июля 1997 г. (вступил в силу 2 августа 1997 г., действовал до 2002 г.).

Другие исследователи считают нужным “продлить” денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 г.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Приватизация осуществляется на плановой основе.

По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму.

Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За 10 лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.

Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 г. является собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 АО.

27 ноября 2010 г. правительство России утвердило “Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг.”

3 августа 2011 г. стало известно, что правительство РФ обнародовало планы расширения приватизации крупнейших компаний – государство к 2017 г. сохранит в ряде компаний только “золотую акцию”.

Правительство признало целесообразным к 2017 г.

осуществить полный выход Российской Федерации с использованием “золотой акции” из уставных капиталов: ОАО “Совкомфлот”, ОАО “Международный аэропорт Шереметьево”, ОАО “ИНТЕР РАО ЕЭС”; ОАО “Банк ВТБ”; ОАО “Русгидро” и ОАО “НК Роснефть”, начиная с 2012 года; ОАО “Объединенная зерновая компания”; из капитала ОАО “Зарубежнефть” – по итогам переговоров по международным договорам, участником которых является компания.

Помимо этого предполагается выход из капитала ОАО “Россельхозбанк”, ОАО “Росагролизинг”, ОАО “АК Алроса”, ОАО “Аэрофлот – российские авиалинии”.

До 2017 г.

предлагается также снизить долю РФ до контрольного пакета (50%+1 акция) в уставных капиталах ОАО “Объединенная судостроительная корпорация” и ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” и до 75% плюс 1 акция – в ОАО “Научно-производственная корпорация “Уралвагонзавод”, ОАО “Российские железные дороги”, ОАО “ФСК ЕЭС”, ОАО “Акционерная компания по транспорту нефти “Транснефть”, начиная с 2012 г.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110804/411878911.html

Краткая история приватизации в России

Этапы проведения приватизации
Анатолий Чубайс и Егор Гайдар – идеологи приватизации в России 1992-1994 гг.

К концу 80х советская модель административно-плановой экономики неумолимо подошла к своему логическому концу – тотальному дефициту всех видов товаров.

Такой исход не является чьим-то злым умыслом, история показала, что все коммунистические эксперименты заканчивают свою жизнь похожим образом, кто-то раньше, как Венгрия и Китай, кто-то позже, как СССР и Польша.

Идея коллективной, всенародной собственности по своей сути была утопичной и противоречила одному из базовых инстинктов человека – чувству собственности. Всегда, во все времена и во всех обществах человек был склонен к накопительству, человек хотел иметь свое, а не общее.

“Все растаскивают” © Н.Хрущев, 1956 г.

На практике это приводило к тому, что на формально государственных предприятиях собственником фактически был директор и его приближенные. В 60х-70х гг. стало очевидным, что спускаемый сверху план имеет мало общего с жизнью. Каждый производитель заинтересован завысить ресурсную часть и занизить требуемую отгрузку.

При отступлении традиционно советских жестких методов принуждения страх населения перед карающей рукой государства снижался, что сказывалось на трудовой дисциплине. Тащили действительно все и все. Руководство постепенно принимало меры по стимулированию хозрасчета и внедрению кооперации.

После принятия законов “О предприятиях в СССР” и “О собственности в СССР” вовсю разбушевалась хищническая приватизация, по сути – разграбление предприятий их собственными директорами.

Директора предприятий, руководители министерств и ведомств действовали в полном соответствии с экономической логикой: делали свой маленький (а кто и не очень) бизнес. Правда, они не могли извлекать личную выгоду законным путем. Хотя они и контролировали предприятия, но не были их владельцами и потому не могли получать прибыль открыто, законно. Поэтому заключались контракты на продажу продукции по заниженным ценам, помещения и производственное оборудование сдавалось в аренду подставным фирмам, выдавались кредиты, которые потом не возвращались, и т.д. — все это, конечно, с учетом личной заинтересованности директора. И пока “ученые мужи” дискутировали о том, поймет ли русский народ, что такое прибыль и дивиденды, самые шустрые представители этого народа уже энергично преумножали свои доходы, пуская на ветер формально остававшуюся государственной собственность.
© М.Бойко

Единственными способом хоть как-то остановить эту вакханалию было скорейшее направление приватизации госсобственности в законное русло на принципах равного доступа к собственности всех членов общества. Это и было сделано командой А.Б.Чубайса, несомненно, на тот момент одного из немногих действительно подготовленных людей к такой важной работе.

В условиях “деревянной” национальной валюты можно было сколько угодно приказывать производителям увеличить производство жизненно важных продуктов, работать сверхурочно и т.д. Надо понимать реалии 1991 года.

В стране партия и власть мало что могли в принципе контролировать, советская система пришла к недееспособности и бессилию. Никакие приказы не выполнялись. Каждый занимался собственным выживанием.

Единственным вариантом не допустить голода, снизить социальную напряженность и предотвратить гражданскую войну было разрешить свободную торговлю, узаконить частную собственность, передать предприятия в частные руки.

Только экономический интерес, чувство собственника могли в то время мотивировать руководителей предприятий на выпуск продукции, простых людей на занятие торговлей. В результате длительного дефицита денег у населения на руках скопилось немало, спрос на любую продукцию был огромным.

Было много споров и дискуссий по поводу вариантов проведения приватизации. Предлагали использовать китайский опыт, польский, чешский…Во многом все разговоры были пустым трепом, потому что к середине 1991 года в стране замаячила угроза голода и какой-нибудь затяжной китайский вариант с жестким контролем государства был просто за пределами экономических реальностей.

По итогу всех дискуссий был сформирован российский вариант приватизации. Всем гражданам, включая детей, за плату в 25 рублей предлагалось получить приватизационные чеки номинальной стоимостью в 10 000 рублей.

Каждый гражданин имел право продать свой чек без ограничений; участвовать в чековых аукционах, где чеки обменивались на акции приватизированных предприятий; вложить его в чековые инвестиционные фонды.

Рабочие приватизируемых предприятий, кроме того, могли использовать чек для покупки акций своего предприятия в ходе закрытой подписки.

Основной этап приватизации пришелся на 1992-1994 гг. Это было действительно эпохальное событие в новейшей истории России. В короткий срок ушли с молотка более 25 тыс. крупных и мелких предприятий.

В стране сформировался целый новый класс собственников. После 70 лет экспериментов с демагогической концепцией “народной собственности” все вернулось на круги своя – к частной собственности.

В это время удалось привлечь первых иностранных инвесторов – Coca-Cola и Procter&Gamble.

Конечно, не все прошло гладко. В памяти россиян приватизация остается самой чудовищной несправедливостью 90х гг, а Анатолий Чубайс – главным антигероем страны. Были и обанкротившиеся инвестиционные фонды, и скупка ваучеров за гроши, и недопуск граждан к аукционам.

Были конфликты новых собственников с директорами предприятий, был откровенный мухлеж с ваучерами. Для людей, понимающих масштаб происходящего в те годы, очевидно, что такие тектонические сдвиги в народном хозяйстве просто не могут пройти без значительных перекосов.

Приватизация ни в одной стране не проходила без эксцессов, нет ни одного случая, чтобы в таком деле обошлось без массового недовольства. Приватизацию нужно по возможности избегать. И Россия бы избежала такой участи, если бы В.

Ленин не провел в свое время гораздо более чудовищную и несправедливую операцию – национализацию частной собственности в 1918 году.

В статье использованы цитаты из книги А.Чубайса “Приватизация по-российски”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c321bee03ed1900aa155eb6/kratkaia-istoriia-privatizacii-v-rossii-5ce5963104e7d900b36c50c0

Этапы и анализ приватизации

Этапы проведения приватизации

Замечание 1

К началу 90- годов стало очевидно, что Советский Союз проиграл соревнование по производительности труда странам Запада. Были начаты реформы, которые быстро сползли к полной замены существовавшие отношения частно-рыночными.

Концентрированное выражение этот переход получил в приватизации, то есть передислокации существенного объема государственной хозяйственной деятельности в частный сектор.

Приватизационная реформа мыслилась как протекание справедливого раздела общенародных, государственных активов на паи, передаваемые каждому гражданину с целью совершенствования процесса создания национального богатства. Сразу заметим, что отток, массовый исход распределяемых активов превратился в их разбазаривание, «распиливание» имущества.

Основные цели приватизации: массивная денационализации экономики, перераспределение прав собственности на средства производства и укрепление права частников на товары, создание слоя частных собственников, создание конкурентной среды и обеспечение демонополизации хозяйства; диверсификация инвестиционной базы российских предприятий и обеспечение поступления в российскую экономику зарубежных капиталовложений. Признавалось, что госпредприятиям и банкам нужен «эффективный собственник»

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Хронологические и организационные этапы приватизации

Приватизационные операции были не единичным актом, они развернуты во времени. Поэтому для более детализованного анализа выделим 5 хронологических этапов приватизации:

  1. Доваучерный, спонтанный – добро приватизировалось через вывод активов номенклатурою. А также через приобретение арендованного актива самими арендаторами, Обычно, торговые точки, столовые, кафе, гостиницы, парикмахерские.
  2. Массовый чековый, безвозмездный, бесплатный, Здесь произошел передел собственности через раздачу ваучеров, создалась гарантия невозможности возврата советского режима. Было преодоление товарного дефицита и обеспечение внутренней конвертируемости рубля.
  3. Денежный, выкупной – реализация активов предпринимателям на сравнительно эквивалентных основах.

    Организационные этапы денежной приватизации государственных и муниципальных предприятий:

    • Выяснение адресности объекта и подведомственности.
    • Подготовка ходатайства о приобретении. (ГосКомИмущество).
    • Образование комиссии по приватизации.
    • Определение порядка приватизации.
    • Инвентаризация составляющих объекта, оценка имущества.
    • Оповещение продавцов о приватизации объекта.
    • Правовое оформление итогов приватизации.
    • Заключение договора купли-продажи после приватизации.
  4. Залоговый – банкам на конкурсной основе передаются в залог контрольные пакеты акций нефтяных компаний в обмен на кредиты бюджету. Займы им не были возвращены своевременно и предприятия продали на аукционах по цене, лишь минимально высшей, чем величина кредитов.

    Юкос, качающий ориентировочно на 8 млрд. дол. сырой нефти ежегодно, был продан за 159 млн. дол. Сибнефть с годовой производственной программой на 3 млрд. дол. – за 100 млн. дол. Сиданко, купленный из-под залога за 130 млн. дол.

    был оперативно проданный «Бритиш петролеуму» за 571 млн.

  5. Точечный – продажа со стремлением учесть конъюнктуру и заранее спрогнозировать достойный спрос на приватизируемые активы. Проводят: приватизацию региональных активов, и приватизацию системных активов,

    При точечной приватизации пытаются выяснить кто имеет денежные средства, достаточные для выкупа крупнейших госактивов, какую сумму они расположены выложить, сколько государство готово потребовать, ориентируясь не на сиюминутную стоимость, а на стратегическую ценность активов. Точечная приватизация протекает на фоне бюджетных проблем, с одной стороны, и очень низкой биржевой стоимости активов – с другой,

Анализ приватизации

Результаты приватизации:

  • Государственный сектор представляет собой неупорядоченный конгломерат не переданных в приватное владение по разным мотивам, включая случайность, предприятий и организаций. Народнохозяйственного комплекса в стране нет даже контурно.
  • Доходы от приватизации представляют собой незначительные суммы и не стабилизируют бюджет.
  • В России создана многомилионная масса акционеров-собственников, максимально возможный потенциальный доход с капитала которых не оправдывает даже расходов на посещение годичного собрания акционеров. Специализированная информация есть основа любой деятельности, в т. ч. и управленческой. На какие средства она будет набираться? Экономически для нано-собственников оставление доли в приватизированном имуществе на произвол судьбы – достаточно оптимальное экономическое поведение.
  • В условиях массированной уверенности общества в нелигитимности крупных собственников и, следовательно, возможной попытки принудительного изъятия удерживаемого имущества, вопрос эффективности предприятия даже для добросовестного владельца уходит на второй план. Неуверенный собственник – не носитель новаций, а выжиматель текущих доходов с их возможным помещением в страны, где никогда не реализовывался принцип «отнять и поделить».Замечание 2Ожидалось, что передача хозяйственных процессов частникам освободит бюджет от поддержки планово-убыточных предприятий. Однако причины, по которым последние все-таки дотировались, остались, а прибыльных предприятий в распоряжении государства.
  • Приватизация в сфере торговли и услуг содействовала образованию конкурентной среды. Это наиболее рыночная и действующая сфера экономики.
  • Заграничные капиталовложения в российскую экономику невелики, они не отвечают ни диапазону её нужд, ни размаху приватизации. Одновременно отраслевые предпочтения, избираемые зарубежными вкладчиками, часто не совпадают с приоритетами структурной перестройки и создания ультрасовременной экономики.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/politika_gosudarstva/etapy_i_analiz_privatizacii/

Этапы приватизации в России

Этапы проведения приватизации

Экономика. Электронный учебник.

Особенности приватизации в России.

В начале рыночных преобразований реформаторы стремились решить три задачи:

1) вести процесс приватизации, уже происходивший в спонтанной форме, в правовые рамки;

2) провести приватизацию как можно быстрее, с тем, чтобы создать общественный слой, заинтересованный в частной собственности, и обеспечить тем самым необратимость реформ;

3) не допускать в ходе передела собственности социальных конфликтов, обеспечив определенный баланс интересов.

В этих условиях приватизация по западной модели путем нормальной продажи государством своего имущества была в значительной степени затруднена. Одной из главных причин было отсутствие в России крупных легальных капиталов.

Дело в том, что частное предпринимательство в советский период носило нелегальный, “теневой” характер, поэтому в стране отсутствовали законные частные капиталы, достаточные для приобретения приватизируемых государственных активов.

Иностранные инвесторы считали непомерно высокими политические и коммерческие риски в России и не спешили активно участвовать в приватизации.

В значительной степени оределяющим был политический фактор, поскольку путем приватизации идеологи рыночных реформ стремились обеспечить невозможность возврата к временам господства «общенародной» собственности.

Перечисленные факторы обусловили характерные черты российской модели приватизации:

· директивный характер, который обеспечивался путем установления конкретных адресных заданий по приватизации с разбивкой по отраслям;

· приоритет частной собственности;

· широкие права трудовых коллективов;

· бесплатная раздача государственной собственности (или продажа как можно дешевле) на начальном этапе.

Этапы приватизации в России.

1.Доваучерная (спонтанная) приватизация охватывает 1989 – 1991г. Она проводилась в формах выкупа арендного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий давала их работникам возможность приватизации путем выкупа по низким ценам. В начале 1992г. 9,5 тыс.

государственных предприятий были сданы в аренду, численность их персонала составляла 8% занятых в народном хозяйстве. Создание национальных холдингов происходило через образование различных ассоциаций, концернов и т.д. Последние должны были взять на себя управление десятками и сотнями предприятии.

Это рассматривалось как путь повышения эффективности хозяйственной деятельности. Официальная идеология периода перестройки предполагала постепенное (длительное) преобразование госпредприятий через аренду с последующим выкупом в акционерные общества, продавать; мелких и средних предприятий в кооперативы.

Это идеология, близкая к западной модели, в условиях слабеющего государства оказалась ущербной. Она подтолкнула процесс стихийного растаскивания государственной собственности.

2.Ваучерный (чековый) этап приватизации (с 1992г. по 30 июня 1994 г.). Теоретическая основа этого этапа была заложена «Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 11 июля 1992 г.

программы приватизации следующее:

1.Программа запретила любые методы, кроме тех, которые были предусмотрены в ней самой. Тем самым был проложен конец спонтанной и номенклатурной приватизации, т.е. растаскиванию госсобственности. Процесс был введен в какие-то законные, пусть несовершенные, рамки.

2.В основу была положена быстрая и бесплатная приватизация большей части крупных и средних предприятий. Специальные списки определили предприятия, не подлежащие приватизации по решению правительства. Остальные подлежали приватизации после подачи заявок.

Всего могло быть приватизировано более 200 тыс. предприятий. Заявок к началу 1994 г. было подано около 126 тыс. Кроме того, в этот период началась так называемая малая приватизация – т.е.

продажа небольших предприятий, прежде всего в сфере торговли и бытового обслуживания на аукционах за деньги.

3.Предприятия преобразуются в форму акционерных обществ открытого и закрытого типа, при этом закрытими могли быь предприятия с небольшим числом работников или с незначительной величиной производственных фондов.

4.Приватизационные чеки – ваучеры раздавались всем гражданам России. Ваучеры давали каждому гражданину право на приобретение части государственной собственности. С августа 1992 г. было выдано 144 млн. ваучеров. Их получило 97% населения страны.

1 Номинальная стоимость приватизационного чека – чисто условная – 10 тыс. руб. Реальная стоимость должна была определяться на чековых аукционах, где на чеки приобретались акции предприятий.

Выданные чеки представляли как бы инвестиционный спрос, но только на акции приватизированных предприятий.

5.В качестве стартовой оценки предприятий принимается балансовая стоимость имущества. Собственно номинальная цена ваучера получена приблизительно делением суммарной балансовой стоимости на количество подлежащих выдаче ваучеров. Никакой другой оценки дать было невозможно: нет рынка капиталов, нет капиталов, нет оценщиков. Все это должно было возникнуть в итоге рыночных преобразований.

6.Принципиальное положение – полученные ваучеры гражданин вправе был продавать и покупать. Это решение о купле-продаже ваучеров было, видимо, правильным стратегически (хотя и подвергалось острой критике), создавая возможности для концентрации капитала и дальнейшего свободного перераспределения собственности рыночными методами.

7.Была предпринята попытка создания инфраструктуры рынка капиталов. Для этого создавались чековые инвестиционные фонды (ЧИФы).

Владельцы ваучеров могли обменять их на акции сами, через посредников или обменять их на акции ЧИФов, которые, в свою очередь, сосредотачивая у себя ваучеры, должны были посредством их формировать портфели акций предприятий, доход от которых позволил бы им выплачивать дивиденды своим акционерам.

8.Создана система органов приватизации по всей стране, на вершине которой стояли Госкомимущество (ныне Министерство имущественных отношений), Российский фонд федерального имущества. Эти органы были разделены, чтобы избежать конфликтов интересов, возникающих в том случае, если бы один орган принимал решение о приватизации и организовывал саму продажу (аукционы, инвестиционные торги и т.д.).

Вместе с тем, ряд стратегических важных, высокоприбыльных предприятий находились в руках государства. Кроме того, в уже акционированных предприятиях государство обладало значительной долей, не являсь при этом реальным собственником и лишь номинально сохраняя контроль за деятельностью предприятия.

3.Денежный этап приватизации продолжался с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Отличие его от ваучерного этапа: акции приватизируемых предприятий продавались за «живые» деньги. Кроме того, предполагалось также и сокращение пакетов акций уже приватизированных предприятий в руках государства Предполагалось, что в этот период должен был заработать фондовый рынок.

Основные цели этого этапа:

· пополнение госбюджета;

· инвестиционная поддержка приватизированных предприятий.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и одновременной. Пакеты акций должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний.

Вместе с тем, значительный дефицит бюджета Российской Федерации вследствие спада промышленного производства, уклонения от уплаты налогов и слабого налогового администрирования при значительных величинах социальных обязательств госбюджета привел к тому, что государство было вынуждено срочно изыскивать неналоговые источники поступлений в бюджет. В связи с этим правительство попыталось обратиться на рынок капитала, в частности выпустив государственные ценные бумаги (ГКО и ОГСЗ) и кредитуясь в крупнейших коммерческих банках. Однако в качестве обеспечения по полученным правительством от банков кредитам выступали пакеты акций ряда наиболее привлекательных для инвесторов предприятий (главным образом, в сфере добывающей промышленности). Это выразилось в виде нетипичной для мировой практики схемы т.н. залоговых аукционов, которые начались ссентября 1996 г, хотя регулирующий их поведение Указ Президента РФ № 8890 вышел еще 31.08.1995 г. В ходе залоговых аукционов государственные пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительное управление на определенный период банкам, предложившим наиболее крупные кредиты с целью финансирования дефицита госбюджета. В случае непогашения государством кредитов банк получал право продать или сохранить в своей собственности залоговые пакеты акций. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл.

Проведение аукционов сопровождалось множеством конфликтов между участвовавшими банками. А после аукционов – между банками и менеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить контроль, не допуская реконструкцию предприятий (например, противостояние «Норильского никеля» и группы «Онэксимбанка»).

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских предприятий под частное управление. На результативности этих аукционов сказался очевидный олигархический характер переходной экономики России.

Залоговые аукционы были закрыты для большинства банков, создавались условия только для «своих». Суммы залогов поэтому были, по различным оценкам, в 3-5 раз ниже того, что можно было получить на открытых торгах.

В дальнейшем приватизация проходила по так называемому «точечному методу», предполагавшему продажу на основе коммерческих и инвестиционых аукционов как муниципального имущества, так и крупных федеральных предприятий, таких как компании «Связьинвест», «Роснефть» и «Славнефть».

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации,т.е. о деприватизации и национализации. Таким образом, говорить о завершении приватизационных процессов, о полном переделе собственности в постсоветской России преждевременно.

Методы приватизации.

Источник: https://poisk-ru.ru/s7299t13.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.