Формы приватизации государственной собственности

Содержание

Формы и способы приватизации государственной собственности

Формы приватизации государственной собственности

Форма приватизации – это организация процесса передачи физическим лицам и организациям права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Нормы Закона о приватизации предусматривают только одну форму осуществления приватизации – продажа государственной собственности.

Вместе с тем в качестве переходных положений Закона о приватизации также предусмотрена такая форма приватизации как безвозмездная передача гражданам части государственной собственности.

Цельбезвозмездной приватизации части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь – обеспечение социального равенства на часть государственной собственности, возникшей во время СССР.

Государственная собственность создавалась трудом всех граждан Республики Беларусь, однако первоначальный капитал для ее приобретения был не у всех.

При исключительно возмездной приватизации государственная собственность была бы продана ограниченному кругу лиц, что противоречит принципу социальной справедливости.

Поэтому концепция приватизации в Беларуси первоначально была основана на принципе сочетания возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности. Доля граждан в государственной собственности, передаваемой безвозмездно, определялась квотами, установленными в соответствии с нормами Закона о приватизации и Закона о приватизационных чеках.

Для реализации права использования квот гражданам выдавались на сумму, соответствующую их квоте, приватизационные чеки «Имущество».

Приватизационный чек– государственная ценная бумага, свидетельствующая о праве ее владельца на долю в приватизируемой государственной собственности и выражающая размер этой доли.

В соответствии со статьей 32 Закона о приватизации до окончания срока обращения именных приватизационных чеков «Имущество» их обмен осуществляется на акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности до 1 января 2011 года. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1февраля 2016 г. № 79 срок обращения именных приватизационных чеков «Имущество» продлен до 1 июля 2019 г.

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» граждане Республики Беларусь могут использовать выданные им лично чеки «Имущество» для обмена на принадлежащие государству акции, а также продавать, передавать в распоряжение доверенных лиц, завещать, наследовать.

Право обмен чеков «Имущество» на акции имеют:

– работники акционерных обществ и приравненные к ним лица – в первоочередном порядке в течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций на основании списков, составленных комиссией по преобразованию предприятия в открытое акционерное общество;

– граждане Республики Беларусь – через обособленные подразделения ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» в установленном порядке.

Способы приватизации, т.е. конкретные приемы передачи функций управления либо права собственности на объекты, принадлежащие государству, определены нормами ст. 4 Закона о приватизации. Приватизация осуществляется путем продажи:

– акций (долей в уставных фондах) на аукционе;

– акций (долей в уставных фондах) по конкурсу;

– предприятий как имущественных комплексов на аукционе;

– предприятий как имущественных комплексов по конкурсу;

– акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления.

Продажа объекта приватизации без проведения аукциона (конкурса) осуществляется в случае продажи акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления и в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Продажа объектов приватизации осуществляется на открытых аукционах (конкурсах) только за денежные средства.

Продажа на аукционе – это такой способ приватизации, при котором объекты государственной собственности продаются по правилам аукционных торгов. Существует два вида аукционов:

1. с условиям, когда требуется выполнить определенные условия (сохранение рабочих мест, назначения и профиля объекта исторического характера объекта);

2. без условий.

Продажа по конкурсу – это такой способ при к котором покупатель определяется на основе конкретного отбора. После оплаты покупатель становиться собственником. Это способ когда от покупателя требуется выполнение каких-либо условий, по дальнейшему использованию предприятия. Чаще всего в качестве критерия используется бизнес-план, определяющий развитие предприятия.

Участвовать в аукционах (конкурсах) по продаже объектов приватизации имеют право субъекты приватизации.

Орган приватизации устанавливает размер задатка (не более 10 процентов от начальной цены продажи объекта приватизации), принимает заявления на участие в аукционе (конкурсе), создает комиссию по проведению аукциона (конкурса) по продаже объектов приватизации. Комиссия по проведению аукциона (конкурса) по продаже объектов приватизации определяет участника, выигравшего торги, и оформляет протокол о результатах аукциона (конкурса) по продаже объекта приватизации (далее – протокол).

Аукцион считается несостоявшимся, если:

– заявление на участие в аукционе подано только одним участником;

– для участия в аукционе не было подано ни одного заявления;

– на аукцион явился один из участников или ни один из участников не явился.

Аукцион признается нерезультативным в случае, если в ходе аукциона ни один из участников не выразил желания приобрести объект приватизации по объявленной аукционистом цене.

Участником, выигравшим аукцион, признается участник, который предложил в ходе аукциона наиболее высокую цену за объект приватизации.

В случае, если аукцион признан несостоявшимся в силу того, что заявление на участие в нем подано только одним участником, объект приватизации продается этому участнику при его согласии по начальной цене продажи, увеличенной на 5 процентов. Комиссией по проведению аукциона по продаже объектов приватизации оформляется протокол о продаже объекта приватизации этому участнику.

Порядок проведения конкурса по выбору другого, кроме государства, учредителя и случаи его проведения определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г.

№ 1929 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества».

Орган приватизации принимает заявления на участие в конкурсе, создает комиссию по проведению конкурса. Комиссия по проведению конкурса определяет участника, выигравшего конкурс, и оформляет протокол о результатах конкурса по выбору другого, кроме государства, учредителя.

Конкурс считается несостоявшимся, если:

– заявление на участие в конкурсе подано только одним участником;

– для участия в конкурсе не было подано ни одного заявления;

– на конкурс явился один из участников или ни один из участников не явился.

Конкурс признается нерезультативным в случае, если из поданных участниками конкурса предложений по условиям конкурса этим условиям не соответствуют предложения ни одного из участников конкурса.

Участником, выигравшим конкурс, признается участник, все предложения которого по заключению комиссии по проведению конкурса соответствуют условиям конкурса или содержат лучшие условия по сравнению с условиями конкурса.

При поступлении заявления на участие в конкурсе от одного участника и соответствии его предложений условиям конкурса продажа объекта приватизации этому лицу производится на предложенных им условиях.

Комиссия по проведению конкурса по продаже объектов приватизации рассматривает предложения этого участника, дает заключение о соответствии либо несоответствии его предложений условиям конкурса и в случае соответствия его предложений условиям конкурса оформляет протокол о продаже объекта приватизации этому участнику.

В случае признания аукциона (конкурса) нерезультативным или признания аукциона (конкурса) несостоявшимся по вышеуказанным основаниям, или отказа единственного участника аукциона (конкурса) от приобретения объекта приватизации может быть проведен повторный аукцион (конкурс).

Участник, выигравший аукцион (конкурс), и комиссия по проведению аукциона (конкурса) по продаже объекта приватизации в день проведения аукциона (конкурса) подписывают протокол.

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 455;

Источник: https://studopedia.net/3_48861_formi-i-sposobi-privatizatsii-gosudarstvennoy-sobstvennosti.html

Формы и методы приватизации

Формы приватизации государственной собственности

Вопросы.

Тема 4. Приватизация государственной собственности

  1. Разгосударствление и приватизация: сущность, цели и задачи.
  2. Формы и методы приватизации.
  3. Субъекты и объекты приватизации, источники средств для приватизации государственной собственности. Организация и порядок проведения приватизации государственного имущества на предприятии
  4. Методы оценок стоимости объектов приватизации. Имущественный метод.
  5. Метод оценки стоимости предприятия по доходам. Оценка стоимости предприятия, метод аналога.
  6. Социально-экономическая эффективность приватизации государственной собственности. Методы определения и проблемы.

1. Разгосударствление и приватизация: сущность, цели и задачи.

Разгосударствление – это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе и посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующим субъектом. Разгосударствление представляет собой процесс децентрализации экономики и может происходить без изменения форм собственности.

Цель разгосударствления – создание условий для построения рыночных отношений.

Направление разгосударствления экономики:

– расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов путем передачи государством основных функций по управлению предприятиями;

– разгосударствление собственности на основе разрушения монополизма государственной собственности.

Задачи разгосударствления экономики:

1. Обеспечение экономической свободы граждан

2. Повышение экономической ответственности товаропроизводителей

3. Передача функций непосредственного руководства хозяйственной деятельностью предприятием

4. Сокращение государственных расходов на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.

За период с 1991г (время начала реформы) по 2005 г реформировано 4100 предприятий.

Среди них 543 (13,2%) – объекты промышленности, 292 (7,1%) – строительства, 81 (2%) – транспорта и связи, 1521 (37,1%) – торговли и общественного питания, 459 (11,2%) – бытового обслуживания населения, 763 (18,6%) – строительного комплекса, 441 (10,8%) – прочих отраслей народного хозяйства. Численность рабочих на реформированных предприятиях – 958,9 тыс. человек или более 22,3% от количества занятых в экономике республики.

Приватизация – это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие ранее государству. Это наиболее радикальное направление разгосударствления государственной собственности.

На основании опыта приватизации в разных странах с рыночной экономикой, можно выделить важнейшие принципы приватизации (см. табл.1):

Таблица 1 – Важнейшие принципы приватизации

Принцип приватизации Сущность принципа, его особенности
Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации Одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность граждан Республики Беларусь бесплатно, а другая продается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности.
Право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности Вытекает из общенародного характера государственной собственности, практически реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков «Имущество» на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.
Дифференциация методов, форм и процедур приватизации Предполагает использование различных способов, методов и процедур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость соблюдения принципа обусловлена отраслевыми, территориальными и другими особенностями каждого предприятия. Приватизируемые объектов различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т.д. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Практически данный принцип реализуется путем разработки индивидуальных проектов приватизации каждого предприятия.
Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней Предопределяется делением государственной собственности на республиканскую и коммунальную, а также масштабами процесса приватизации. В соответствии с этим принципом приватизация объектов республиканской собственности осуществляется Министерством экономик и территориальными органами, а реформированием объектов коммунальной собственности занимаются местные органы управления.
Предоставление определенных гарантий членам коллективов приватизируемых предприятий Обеспечивает защиту прав и интересов наемных работников при смене собственника в результате приватизации и касается прежде всего трудовых отношений. Работникам приватизированных предприятий даются следующие гарантии: деятельность предприятия не может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации; до завершения приватизации ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет государство. С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому собственнику. Он выполняет их до истечения ранее установленного срока действия трудовых отношений. После этого взаимоотношения между работниками и собственником регулируются действующим законодательством.
Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства. Работа по приватизации осуществляется под контролем государства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия, подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости этих объектов, определяют способы приватизации и т.д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.
Обеспечение широкой гласности процесса приватизации Предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; создание комиссии по преобразованию предприятия с участием членов трудового коллектива; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы. Соблюдение принципа гласности не только позволяет привлечь для участия в приватизации широкие слои населения, но и обеспечить контроль за ее ходом.
Постепенность и поэтапность Реформирование государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость обусловлена сложностью процесса приватизации, охватом большого количества предприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.
Соблюдение законности В правовом государстве является обязательным при решении любых задач. Особое значение оно приобретает в процессе приватизации, которая затрагивает имущественные интересы всех граждан и государства в целом.

Осуществление принципов приватизации предполагает наличие определенных организационно-экономических условий:

– наличие потенциально свободного капитала;

– наличие необходимого пакета законодательных и нормативных актов;

– наличие обоснованной программы приватизации

– инвентаризация всей государственной собственности

– кадровое обеспечение профессиональным менеджментом

– оценка стоимости приватизируемых объектов госсобственности

– информированность.

Контроль за разработкой и координацией программ разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган.

В Республики Беларусь разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство экономики.

Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Правительством и утверждается Президентом Республики Беларусь «Программа разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности».

Программы разгосударствления и приватизации объектов коммунальной собственности разрабатываются местными органами власти и утверждаются соответствующими Советами депутатов.

Важным, основополагающим принципом при разработке программ приватизации является необходимость признания того, что приватизация неконечная цель обновления общества и экономики. Она является одним из условий (важнейшим) – формирования рыночного механизма управления экономикой предприятий основанного на конкуренции товаропроизводителей.

В мировой практике приватизации государственной собственности известны две формы ее осуществления:

1. Возмездная, путем выкупа государственной собственности

2. Безвозмездная, путем бесплатной передачи имущества в собственность трудовым коллективам или гражданам при помощи приватизационных чеков.

Например, концепция чешской приватизации преполагала сочетание платной и бесплатной (чековой) приватизации. Быстрая приватизация в Чехии за деньги предприятий сферы обслуживания, магазинов и т.д. позволила стимулировать экономический рост в этом секторе экономики.

Крупная промышленность приватизировалась в основном за чеки. Одновременно крупным инвесторам, в основном иностранным, продавались акции приватизируемых предприятий за деньги. Таким образом, в экономику страны через приватизацию было привлечено более 2,5 млрд. долларов.

Приватизация на возмездной основе методом купли-продажи:

1. Обеспечивает реальную смену собственников и изначально утверждает действие законов рыночной экономики.

2. Свидетельствует об определенной мотивации покупателя в приобретении собственности и повышении ответственности хозяина за ее использование.

3. Уменьшает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект.

4. За счет торгов, представляет возможность продать тому, кто больше заплатит и пополнить бюджет.

Безвозмездная форма приватизации государственной собственности вызывает положительное отношение населения, снижает социальную напряженность, но уравниловка никогда не являлась двигателем рыночной экономики, из-за отсутствия у населения заинтересованности в накоплении.

Приватизация государственной собственности в Республики Беларусь в настоящее время осуществляется в основном следующими методами:

1. Посредствам выкупа арендованного имущества арендным предприятием или арендатором

2. По средствам продажи акций принадлежащих государству

3. Продажа госсобственности на аукционе

4. Передача госсобственности по конкурсу

5. Безвозмездная передача части госсобственности (например, жилые дома, профилактории и т.п., находящиеся на балансе предприятия передаются новому собственнику безвозмездно без права распоряжения и с условием сохранения их целевого использования)

Из всех способов рыночного реформирования государственной собственности и смены собственника акционирование является приоритетом и чаще всего единственно возможным для средних и крупных предприятий республики.

Акционерные общества имеют ряд преимуществ и перед другими формами хозяйствования, их создание позволяет ввести на предприятии корпоративное управление, а акции, выпускаемые на сумму уставного капитала, позволяют сделать его фонды достаточно гибкими для функционирования в условиях рынка.

Источник: https://studopedia.su/3_35671_formi-i-metodi-privatizatsii.html

Формы приватизации – понятие, государственного и муниципального имущества, правовые, земель, квартиры, жилья

Формы приватизации государственной собственности

Приватизация имущества – это процесс, который начался в РФ в начале девяностых. В тот момент появилась необходимость инициировать рост предпринимательской активности.

Это было сделано путем перевода предприятий, земли, жилого фонда и другого государственного имущества в частную собственность.

Понятие

Приватизация – это процесс передачи государством имущества, ему принадлежащего, в собственность частных лиц и/или организаций.

Передача эта может быть как платной, так и бесплатной.

Законодательство

Законность процесса приватизации обеспечивается следующими документами:

Помимо них, в субъектах РФ также принимаются местные законы, не содержащие противоречий федеральным.

Они дополняют, или уточняют их, с учетом региональной специфики.

Также сведения о деталях приватизации можно получить в гражданском, земельном, жилищном и налоговом кодексах РФ.

В этих источниках описаны основные формы приватизации предприятий:

  • аукцион;
  • конкурс;
  • акционирование.

Также в них описаны такие законодательно закрепленные структуры, как:

  • комитеты, распоряжающиеся объектами государственной и муниципальной собственности – им вменяется в обязанность готовить предприятия к приватизации;
  • имущественные фонды – занимаются продажей объектов государственной и муниципальной собственности.

Формы собственности

В РФ перечень всех принятых на федеральном уровне форм собственности фиксируется в специальном классификаторе – ОКФС.

Все формы собственности, указанные в нем, можно условно разделить на следующие, где:

  • правами собственности владеют представители органов государственной власти (мэрия, администрация поселения);
  • частные лица и представители бизнеса (индивидуальные предприниматели, директора ООО, юридические лица);
  • прочие формы собственности (церкви адвентистов, имущество НКО и др.)

В зависимости от того, что именно планируется приватизировать, устанавливаются правила оформления перехода в частную собственность.

Государственного и муниципального имущества

Федеральные производственные учреждения, такие как фабрики, заводы, управляющие компании и прочие, могут быть переданы в собственность физическим и юридическим лицам.

Формы приватизации предприятий, находящихся в собственности государства:

  • реорганизация учреждения: предприниматель может получить в собственность предприятие, если оно преобразуется в ООО или АО;
  • предприниматель может купить собственность или акции предприятия на аукционе, конкурсе, по публичному предложению.

Жилищного фонда

Существует возможность приватизации квартиры семьей. Всякий, проживающий в государственном здании по договору социального найма, может оформить свое жилье в собственность.

Важным условием является то, что воспользоваться приватизацией без оплаты можно лишь единожды.

Кроме того, есть ограничения.

Недопустимой считается приватизация:

  • квартиры, которая находится в доме под снос;
  • жилого помещения, находящегося в аварийном состоянии;
  • служебного жилья;
  • комнаты в общежитии;
  • жилого помещения на территории военной части.

Земельных участков

Для того чтобы получить в свое владение земельное имущество, следует использовать правовые формы приватизации земель.

  • Можно бесплатно получить землю при реорганизации колхозов.
  • Частное лицо может приобрести участок земли, если указывает, что не станет использовать его для постройки чего-либо. В этом случае местное самоуправление определяет границы участка земли. Оно также может предоставить определенный разряд земельных участков бесплатно.
  • Если гражданин желает строить что-либо на покупаемой земле, то стоимость участка также устанавливают органы власти. Стоимость может быть установлена либо по договоренности, либо по нормативу.
  • Если гражданин получил право на пожизненное использование земли (унаследовал), то он также может получить участок бесплатно, но только один раз.

Разновидности

Способы оформления государственного имущества в частную собственность также разделяются на две категории, в зависимости от целей дальнейшего использования:

  • для бизнеса;
  • для проживания.

Для бизнеса

Государственный порядок предусматривает перевод собственности субъектов РФ в распоряжение предпринимателей, которые изъявляют желание использовать производственные процессы, торговые площади, оборудование, мощности, здания, доли, паи и другие объекты имущества, принадлежащие государству, для ведения своей хозяйственной деятельности.

Например:

  • перевод предприятия в АО или ООО;
  • выпуск и распродажа акций предприятия представителям бизнеса;
  • торги, где любой желающий сможет его приобрести объекты государственной и муниципальной собственности.

Для проживания

  • В РФ при проведении приватизации каждому гражданину выдавался ваучер – доля государственного имущества, которой он мог распорядиться на свое усмотрение.
  • Другой способ – если гражданин постоянно проживал в квартире, полученной от государства (исключая служебное жилье, жилье на территории военных структур), то он мог бесплатно перевести квартиру в частную собственность.

Правовые

Приватизация бывает:

  • Платная – способ разделить одинаково привлекательный для многих предпринимателей объект имущества с помощью аукциона или выпуска акций (как правило, касается промышленных объектов и производственных предприятий);
  • Бесплатная – способ равномерно распределить имущественные права между группами, обладающими равными правами на государственное имущество (как правило, касается жилого и некоммерческого земельного фонда).

Бесплатная

Значительную часть приватизации государство позволяет осуществлять с жилой недвижимостью, которая достается гражданам бесплатно.

Особенности этой правовой формы:

  • такой вид приватизации существует только в РФ;
  • каждый гражданин, проживающий в муниципальном жилье, может использовать право на бесплатную приватизацию один раз в своей жизни;
  • эта процедура является добровольной.

Частично

В том случае, когда установлены количественные нормы приобретаемого в собственность имущества, гражданин может получить нормативную его часть бесплатно, а недостающую, но желаемую – докупить.

Например, если человеку положена однокомнатная квартира, а он хочет двухкомнатную, то часть ее стоимости он оплачивает.

Платная

В ряде случаев собственность приватизируется только в платном порядке.

Например, когда приобретается предприятие, земля под строительство или коммунальные объекты вроде электростанции.

Упрощенная

Семья может быстро и относительно просто получить в собственность земельные участки и строения (так называемая «дачная амнистия»).

Данная форма введена для того, чтобы ускорить процесс определения бесхозных земель.

Приватизация – одно из самых заметных и запоминающихся преобразований российской экономики в девяностые.

Сколько раз в жизни можно участвовать в приватизации? Узнайте тут.

Как написать заявление об отказе в участии приватизации? Читайте далее.

Ее суть состоит в передаче государственной и муниципальной собственности в личное пользование граждан.

Она изменила внутренние экономические связи, развив предпринимательство и начав новый этап свободных рыночных отношений, зависящих не от указаний государственной власти, а от инициативы бизнесменов.

: «Приватизация жилья: права наследников»

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

manager

Источник: http://urpravo24.ru/formy-privatizacii/

Формы и способы разгосударствления и приватизации. Порядок приватизации

Формы приватизации государственной собственности

В соответствии с законодательством Республики Беларусь приватизация в республике осуществляется на принципах сочетания возмездного и безвозмездного способов приватизации и дифференциации ее методов, форм и процедур.

Форма приватизации – это организация процесса приватизации. Закон “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь” предусматривает две формы приватизации:

1) безвозмездная передача государственной собственности;

2) продажа государственной собственности.

Целью безвозмездной передачи части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь является обеспечение социального равенства в процессе приватизации на этапе перехода к рыночной экономике. Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется двумя квотами:

1) жилищной квотой;

2) квотой на имущество государственных предприятий.

Граждане вправе использовать квоты на основании выданных им именных приватизационные чеков “Жилье” и “Имущество”. При этом квоты могут быть объединены с учетом коэффициентов их эквивалентного перевода.

Конкретные процедуры разгосударствления и приватизации регулируются Государственной программой разгосударствления и приватизации и Декретом Президента Республики Беларусь № 3 от 20.03.1998 г.

Разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество или внесения государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд открытого акционерного общества, создаваемого на базе арендного предприятия.

Приватизация осуществляется следующими способами:

1) путем продажи объектов государственной собственности на аукционе либо по конкурсу;

2) путем продажи акций, принадлежащих государству;

3) путем выкупа арендованного имущества арендным предприятием.

Продажей объекта государственной собственности на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнение каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), которые устанавливаются органом приватизации. При продаже объекта государственной собственности на аукционе с условиями от покупателя требуется выполнение каких-либо из следующих условий: сохранение назначения или профиля объекта приватизации, сохранение или создание рабочих мест, выполнение инвестиционных программ, сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценностью. Предъявление условий, не предусмотренных законодательством, не допускается. Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

Продажей объекта государственной собственности по конкурсу является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность, если от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.

Преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества и выкуп арендными предприятиями арендуемого государственного имущества в соответствии с Декретом № 3 от 20.03.1998 г. осуществляются на основании предложений коллективов работников этих предприятий, согласованных:

– по объектам, находящимся в республиканской собственности, – с соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также с областными (Минским городским) исполнительными комитетами;

– по объектам, находящимся в коммунальной собственности, – с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Решения о подаче предложений по преобразованию предприятий принимаются на общих собраниях или конференциях работников данных предприятий простым большинством .

При отсутствии предложений коллективов работников предприятий инициатором приватизации предприятий, находящихся в республиканской собственности, в целях их финансового оздоровления может выступать Совет Министров Республики Беларусь, а предприятий, находящихся в коммунальной собственности, – соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.

Работы по преобразованию предприятия в открытое акционерное общество в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 970 от 19.06.1998 г.

“Об утверждении Положения о порядке создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности” осуществляют комиссия по преобразованию предприятия, отраслевая комиссия и комиссия по приватизации, создаваемая органом приватизации.

Задачи и функции каждой из комиссий, а также порядок проведения ими работ регламентируются законодательством. Правовое положение ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, отличается рядом особенностей.

Их создание и деятельность регулируется специальными нормативными актами, поскольку государство сохраняет за собой ряд прав на участие в управлении таких ОАО, в частности, основанных на праве “золотой акции”. “Золотая акция” дает право вето при принятии некоторых особо важных решений в ходе деятельности ОАО.

Окончательное решение о приватизации объекта государственной собственности принимается органом приватизации.

Совершенная сделка по приобретению приватизируемого объекта оформляется договором между органом приватизации и новым собственником в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Права владения и пользования переходят к новому собственнику после регистрации договора.

Право распоряжения объектом наступает с момента выдачи свидетельства о праве собственности, которое выдается в течение месяца после полной оплаты объекта в соответствии с договором и представления необходимых документов.

Юридическое лицо, образованное не менее чем 50 процентами членов трудового коллектива приватизируемого предприятия, приобретает его по цене на 20 процентов меньше суммы, подлежащей оплате деньгами.

Члены трудового коллектива предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, и приравненные к ним лица приобретают принадлежащие государству акции этого предприятия за деньги на льготных условиях (по цене на 20 процентов ниже номинальной стоимости).

В ходе разгосударствления и приватизации совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, созданных на базе колхозов, члены трудовых коллективов приобретают имущество таких совхозов и сельскохозяйственных предприятий безвозмездно.

Подготовка и осуществление приватизации не могут быть основанием приостановки деятельности предприятия. По обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, до завершения приватизации ответственность несет государство. С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому собственнику.

После приватизации государственного предприятия члены трудового коллектива получают право в управлении предприятием в соответствии с долей собственности, принадлежащей им.

Источник: https://studopedia.ru/1_102789_formi-i-sposobi-razgosudarstvleniya-i-privatizatsii-poryadok-privatizatsii.html

Приватизация государственной собственности

Формы приватизации государственной собственности

Определение 1

Приватизация государственной собственности – это урегулированная положениями федерального законодательства процедура возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации или собственность регионов, в собственность частным лицам – гражданам или организациям.

Специальным отечественным законодательством предусматриваются основные начала организации процедуры возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации и регионов, в собственность частных субъектов. К числу таких основных начал относятся следующие:

  • возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность, реализуется на условиях равенства субъектов, приобретающих такое имущество;
  • возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность реализуется на условиях открытости функционирования органов и должностных лиц публичного управления;
  • имущество, составляющее федеральную или региональную собственность, передается в собственность частных субъектов – граждан, организаций – исключительно на условиях возмездности. Возмездность предполагает, что встречным предоставлением за передаваемое федеральное или региональное имущество является денежная выплата или передача в государственную или региональную собственность, соответственно, акций или долей хозяйственных обществ, в уставный капитал которого вносится имущество, либо в уставный капитал обществ, которые учреждаются путем преобразования государственных предприятий.
  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Субъекты приватизации государственного имущества

В качестве приобретателей на условиях возмездности имущества, составляющего государственную или региональную собственность, выступают частные субъекты – физические лица и организации.

При этом законом прямо определены те лица, которые в качестве приобретателей государственного или регионального имущества выступать не могут. Это:

  • унитарное предприятие или учреждение, образованное государством или муниципалитетом;
  • организация, уставный капитал которой более чем на 25% принадлежит Федерации или субъекту Федерации. Исключения из этого правила предусматриваются законом;
  • организация, если место ее регистрации – государство или территория, включенное решением Министерства финансов в перечень оффшорных зон, не раскрывающая информацию относительно своих владельцев и выгодоприобретателей.

Если передача имущества будет проведена в пользу лиц, исключенных законом из числа покупателей государственного или федерального имущества в порядке приватизации, сделка по передаче признается ничтожной в силу прямого указания закона.

Компетенция органов государственной власти в области приватизация государственной собственности

Правительство страны для формирования общей политики государства в области приватизации реализует следующие полномочия:

  • направляет главе государства для последующего утверждения предложение, содержащее список стратегически важных организаций, предложение об изменении такого перечня;
  • утверждает программу передачи федерального имущества на соответствующий период;
  • представляет в нижнюю палату парламента отчетную документацию в отношении проведенной в истекшем году приватизации федеральной собственности;
  • разрабатывает и издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • реализует контрольные процедуры в отношении приватизации федерального имущества, в частности, утверждает перечень организаций, выступающих от имени Федерации при передаче имущества и др.

Правительство страны наделяет специальный орган полномочиями по реализации процедуры приватизации имущества, составляющего федеральную собственность. Кроме того, такие функции могут быть поручены правительством организациям.

Такие поручения оформляются решением, в котором определяется имущество, подлежащее приватизации, устанавливаются допустимые действия организации, а также стоимость имущества и процедура выплаты этой стоимости.

Особенности реализации полномочий продавца приватизируемого федерального имущества в отдельных сферах экономики могут устанавливаться в законах.

Процедура приватизации государственного имущества, находящегося в собственности регионов, определяется законами и подзаконными нормативно-правовыми актами регионального уровня.

Региональные органы публичного управления самостоятельно организуют процедуру передачи на возмездной основе регионального имущества, а также могут поручить функции по организации приватизация юридическим лицам.

Процедура приватизации государственной собственности

Начальная стоимость государственной собственности, подлежащей передаче в частную собственность, устанавливается на основе положений специального законодательства, регламентирующего оценочную деятельность. При этом оценка должна производиться не позднее чем за шесть месяцев до того момента, как имущество будет предложено к продаже.

Законодательством предусматриваются следующие способы приватизации государственной собственности:

  • приватизация унитарного предприятия как имущественного комплекса реализуется посредством его преобразования в хозяйственное общество;
  • объекты государственной собственности реализуются на торгах в форме аукциона;
  • продажа акций, составляющих государственную собственность, на торгах в форме специализированного аукциона;
  • объекты государственной собственности реализуются на торгах в форме конкурса;
  • реализация акций, составляющих государственную собственность, за рубежом;
  • объекты государственной собственности реализуются путем публичного предложения;
  • объекты государственной собственности продаются без объявления стоимости;
  • объекты государственной собственности вносятся как вклад в уставный капитал хозяйственного общества;
  • реализация акций по итогам доверительного управления.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ponyatie_gosudarstvennoy_sobstvennosti/privatizaciya_gosudarstvennoy_sobstvennosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.