Формы приватизации земель

Содержание

Приватизация земли в 2020 году: последние новости и порядок процедуры

Формы приватизации земель

В 2020 году процесс оформления земли в частную собственность пока что не предполагает существенных изменений. Читайте в статье, как происходит приватизация земли в 2020 году пошагово, какие для этого требуются документы и обо всех нюансах, связанных с этим процессом.

Приватизация – это отчуждение имущества, принадлежащего РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в пользу физического лица или организации. Каждый человек имеет право единожды приватизировать недвижимый объект на безвозмездной основе.

Правовое регулирование

Приватизация земли – это процесс передачи недвижимого имущества, принадлежащего государству (муниципалитету), в частную собственность. Она дает право человеку распоряжаться наделом по своему усмотрению. После приватизации гражданин может дарить, сдавать в аренду, завещать участок.

До этого его права ограничены и все действия нужно согласовывать с администрацией. Процедура перевода государственной земли во владение граждан регулируется рядом нормативно-правовых актов. Термин «приватизация» используется в Земельном кодексе России (ЗК), введенным в действие еще в 2001 году ФЗ №136.

Например, встречается данное понятие в статьях, посвященных особо охраняемым природным территориям, сельскохозяйственным угодьям.

Осуществляется данная процедура на базе ФЗ №178 «О приватизации государственного и муниципального имущества», принятого 21 декабря 2001 года.

Дополнительно могут использоваться положения Федеральных законов №217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с действующим законодательством, приватизации подлежат те участки, которые находятся в пожизненном наследовании или получены в бессрочное пользование, являются дачными или садоводческими. В доме, возведенном на таком наделе, человек имеет право прописаться.

Когда началась и до какого года возможна приватизация земли в России?

Частная собственность на земельные участки появилась не так давно. Во времена советского союза понятия «приватизация» не существовало. Вся недвижимость принадлежала государству. Граждане имели право пользоваться наделами неограниченный срок. Но продавать землю было нельзя.

Возможность получить в личную собственность государственное недвижимое имущество у россиян появилась после распада СССР. В октябре 2001 года был введен в действие Земельный кодекс.

Этот нормативный акт был призван урегулировать земельные правоотношения. Именно в нем прописано право граждан на получение надела в частное владение.

Вопрос, до какого года можно приватизировать земельный участок, является актуальным для многих граждан.

Процесс бесплатного упрощенного перевода надела из государственной собственности в частную, в народе называется дачной амнистией.

Действие данной программы ограничено во времени. Уже несколько раз срок приватизации продлевался. Последний раз подобные изменения произошли в 2020 году. Тогда возможность оформления государственной земли в личную собственность была продлена до конца 2020 года. Вероятно, что приватизация земли будет снова пролонгирована.

Кто обладает исключительным правом?

В Земельном кодексе России приведены особенности предоставления государственного или муниципального надела в частное владение. В первом пункте статьи №39.20 данного нормативно-правового акта описано, кто имеет исключительное право на приватизацию участка.

Исключительное право есть у граждан, которые являются владельцами жилых или нежилых построек, расположенных на таком наделе. Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют физические и юридические лица.

Согласно действующему законодательству, наделы, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, не могут быть оформлены в частное владение, если сооружения, возведенные на них, размещаются на основании сервитута.

Исключительным правом на приватизацию обладают также лица, которые пользуются земельными участками бессрочно, на правах пожизненно наследуемой собственности. Но в этом случае не предусмотрена бесплатная передача земли в частное владение. Поэтому надел придется выкупать.

Обязательно ли приватизировать?

Право пользования неприватизированными землями у граждан сохраняется (п.п. 1, 2.2 ст. 3 ФЗ № 137), но без оформленного права собственности землепользователи не могут осуществить многие юридические действия со своими участками:

  • Продавать;
  • Дарить;
  • Завещать по наследству;
  • Сдавать в аренду;
  • Разделять и объединять.

Владелец неприватизированного участка может продавать только членство в дачном кооперативе, а не сам участок, что существенно снижает рыночную стоимость земли.

Завещать дачные земли потомкам могут только обладатели права пожизненного наследуемого владения. Неприватизированные участки, используемые по другим основаниям, после смерти землепользователей переходят в собственность властей как выморочное имущество вне зависимости от наличия наследников.

Сдача в аренду земли по официальному соглашению также требует наличия права собственности у арендодателя, владельцы неприватизированных земель при сдаче своих дач в аренду должны запрашивать официального разрешения властей на заключение таких соглашений.

Неприватизированные земли государство может изымать для нужд обороны или иных целей без выплаты компенсации гражданам, хозяйствующим на данных землях. После оформления права собственности владелец изъятого дачного участка получит от государства компенсацию, сопоставимую с рыночной стоимостью земли.

Приватизация дачных участков даёт их владельцам возможность полноценно пользоваться своими наделами и передавать их по наследству. Корректное заполнение заявления поможет избежать возможных отказов и осуществить приватизацию в короткие сроки бесплатно.

Важно учитывать, что с момента обретения права собственности, у дачников возникает также обязанность по ежегодной уплате земельного налога.

Источник: https://KPPKDirection.ru/zhilaya-sobstvennost/privatizaciya-zhk.html

Приватизация земельного участка под частным домом в 2020 году

Формы приватизации земель

Нередко встречается ситуация, когда земля под частным домом не оформлена как собственность владельцем жилья. В таком случае его сложно назвать полноценным хозяином недвижимости, так как он пользуется участком, принадлежащим местным властям.

Для устранения подобной ситуации действующее законодательство допускает возможность бесплатно приватизировать земельный участок под жилым домом.

Она введена достаточно давно и доступна любому российскому гражданину.

Основания и процедура бесплатной приватизации, необходимые для этого документы, а также другие вопросы, связанные с оформлением земли в собственность, подробно рассматриваются в статье.

Необходимость приватизации

Отсутствие оформленного права собственности на землю под домом заметно ограничивает возможности для продажи, обмена, сдачи в аренду или совершения других сделок с жильем.

Дело в том, что далеко не каждого потенциального покупателя или арендатора устроит участок, который не принадлежит владельцу дома, а находится в его распоряжении на основании каких-либо других прав, например, аренды или бессрочного пользования.

Еще одним важным моментом становится неоднозначность трактовки действующим законодательством. Последнее воспринимает дом и землю под ним как единый объект недвижимости. Отсутствие права собственности на участок означает нарушение этого принципа.

В то же время необходимо отметить, что рассматриваемое мероприятия не относится к обязательным. Владелец жилья самостоятельно решает, воспользоваться правом на приватизацию земельного участка под домом или нет. Положительный ответ на этот вопрос позволяет получить полный контроль над объектом недвижимости и распоряжаться им по своему усмотрению.

Правовое регулирование вопроса

Порядок приватизации земельных участков, находящихся под частными домами, регламентируется несколькими федеральными законодательными актами. В качестве базовых можно выделить четыре из них:

  • Земельный кодекс РФ. Принят после подписания №136-ФЗ, датированного 25 октября 2001 года. Актуальная редакция введена в действие 28 августа 2020 года;
  • №178-ФЗ (датируется 21 декабря 2001 года). Определяет правила проведения приватизации на территории РФ. Сегодня действует версия Федерального закона от 31 июля 2020 года;
  • №93-ФЗ (датируется 30 июня 2006 года). Устанавливается порядок дачной амнистии;
  • №218-ФЗ (датируется 13 июля 2015 года). Регламентируется процедуру госрегистрации объектов недвижимости. Актуальный вариант ФЗ также принят 31 июля 2020 года.

Основания для бесплатной приватизации

Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.

Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:

  • заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
  • выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
  • участие в так называемой дачной амнистии;
  • право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
  • владение домом до 1991 года включительно;
  • принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.

Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.

Причины возможного отказа

Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:

  • участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
  • приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
  • отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
  • земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.

Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.

Порядок приватизации

Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.

Этап №1. Формирование комплекта документов

Стандартный набор документации включает в себя:

  • реквизиты паспорта будущих владельцев;
  • ИНН каждого из них;
  • правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
  • документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
  • правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
  • справка о стоимости земли по кадастровому учету;
  • документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.

Этап №2. Оформление и подача заявления

Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:

  • наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
  • ФИО заявителя;
  • его контактные данные;
  • информация об участке земли (как можно более полная);
  • ходатайство о предоставлении земли в собственности;
  • подпись с расшифровкой;
  • дата составления документа.

Бланк и образец заявления можно найти по ссылке.

Этап №3. Межевание участка

Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:

  • профильное образование;
  • участие в СРО;
  • действующее удостоверение о подтверждении квалификации.

Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН,  также для последующей госрегистрации прав собственности.

Этап №4. Подписание договора с муниципалитетом

Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.

Этап №5. Госрегистрация права собственности

Завершающая стадия описываемой процедуры. Предусматривает формирование и подачу комплекта документов в Росреестр. Предоставление документации осуществляется как при личном посещении территориального подразделения этого ведомства, так и путем обращения в МФЦ. Оформление права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ed65cc1b518fa3bb2db01c4/privatizaciia-zemelnogo-uchastka-pod-chastnym-domom-v-2020-godu-5f685a9e4c07ce060407ef0c

Приватизация земельных участков гражданами

Формы приватизации земель

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Виды приватизации земельных участков

Формы приватизации земель

Под приватизацией земельных участков понимается способ приобретения государственных или муниципальных земельных участков в частную собственность. Приватизация осуществляется в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В ст. 28, п.

3 указывается, что собственники объектов недвижимости, которые не являются самовольными постройками и возведены на участках земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязаны оформить принадлежащие им земельные участки в аренду или в собственность, если действующим законодательством не предусматривается иное.

Граждане и юридические лица, в собственности у которых имеются здания, строения и сооружения, обладают исключительным правом на приватизацию земельных участков под ними (ст. 36 п. 1 ЗК). Их приватизация производится в порядке, регламентированном ЗК РФ и другими нормативными актами.

Можно приватизировать как весь земельный участок, так и его отдельную часть, но только при условии, что площадь участка либо его части не меньше, чем установленный территориальным субъектом РФ минимум для земельного участка, подлежащего приватизации.

Для процесса приватизации существенное значение имеет классификация земельных участков по следующим признакам:

  • по категории земель;
  • по виду права на земельный участок перед осуществлением приватизации (постоянное бессрочное пользование, пожизненно наследуемое владение или аренда);
  • по наличию либо отсутствию строений на приватизируемом участке земли.

Участок земли может быть оформлен по результатам приватизации:

  • в единоличную собственность;
  • в долевую собственность;
  • в совместную собственность (супругов или лиц, совместно ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство).

Приватизировать земельный участок можно платно или бесплатно, в зависимости от категории земли и вида разрешенного использования.

Условия бесплатной приватизации земли

В соответствии с законом о «дачной амнистии», действие которого продлено до 2015 года, в упрощенном порядке и бесплатно могут быть приватизированы земельные участки, предоставленные в пользование гражданам до 2001 года и относящиеся к таким видам разрешенного использования:

  • для ведения личного подсобного хозяйства;
  • индивидуального гаражного строительства;
  • индивидуального жилищного строительства;
  • дачного строительства;
  • огородничества;
  • садоводства.

Оформить право собственности на перечисленные земельные участки можно, обратившись в территориальный отдел Росреестра.

Туда нужно предоставить кадастровый паспорт участка и любой документ, подтверждающий факт выделения земельного участка в пользование.

Если в документе четко не указан вид разрешенного использования, то дополнительно потребуется отдельный уточняющий документ, где определяется этот вид (например, постановление местной районной администрации по местонахождению участка земли).

Кроме того, ЗК предусматривает предоставление земли в собственность бесплатно в случаях:

  • наличия права бессрочного (постоянного) пользования или же пожизненного наследуемого владения у гражданина-заявителя ( в этом случае срок давности для оформления приватизации отсутствует);
  • фактического пользования заявителем земельным участком под принадлежащим ему частным домом, когда такое право возникло до 2001 года;
  • при получении новых земельных участков вместо изъятых у владельца для удовлетворения государственных и муниципальных нужд;
  • если заявитель владеет помещением в кондоминиуме.

Приватизация на платной основе

Участки, на которые не распространяется «дачная амнистия» (предоставленные гражданам после 2001 года, участки фермерских хозяйств, сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики, участки, предоставленные юридическим лицам, и др.) приватизируются за плату. Для приватизации необходимо соответствующее решение или постановление органа местной власти, являющегося собственником или распорядителем государственной либо муниципальной собственности.

Цена выкупа земельного участка рассчитывается на основе минимальной ставки налога на землю, который, в свою очередь, зависит от кадастровой стоимости той или иной категории земли. Определяется выкупная цена по состоянию на дату подачи владельцем заявления о приватизации.

Приватизация земли под частным домом

Если на земельном участке имеется частный жилой дом или постройки, то их можно приватизировать одновременно с приватизацией участка.

В соответствии с ЗК, собственникам частных жилых строений предоставлено исключительное право на приватизацию земли под частным домом или иными строениями. Если здание было возведено до 2001 года, то оно подпадает под «дачную амнистию» и приватизируется бесплатно.

Гражданин, желающий приватизировать землю под частным домом, должен обратиться в местный орган власти с заявлением, приложив кадастровый паспорт и документы на строение.

Если участок возможно приватизировать (перерегистрировать) бесплатно, то местная администрация должна принять соответствующее решение вдвухнедельный срок.

В случае отказа в бесплатной приватизации администрация направляет заявителю подготовленный проект договора на куплю-продажу участка земли с указанием цены выкупа.

Другие материалы по теме: переуступка прав аренды земельного участка.
А здесь подробно описаны все этапы установления сервитута на земельный участок

Необходимые документы

В местную администрацию нужно предоставить:

  1. Заявление, в котором указываются: Ф.И.О. заявителя, паспортные данные, ИНН, с какой целью будет использоваться земельный участок, его размеры и площадь.
  2. Ранее выданные документы на земельный участок.
  3. Правоустанавливающий документ на строение (при его наличии).
  4. Технический паспорт здания и построек (если они есть).
  5. Кадастровый паспорт (при наличии).
  6. Выписка из ЕГРП о регистрации прав на данный земельный участок.
  7. Копия документа, который удостоверяет личность заявителя.

Сроки

Местный орган власти после подачи заявления должен принять решение по поводу предоставления в собственность конкретного земельного участка в срок до 14 дней.

При отсутствии кадастрового плана земельного участка Комитет по управлению муниципальным имуществом распоряжается по поводу разработки проекта границ участка земли, который выполняется в месячный срок.

Уже после этого выносится решение о предоставление в собственность участка.

Затем за счет гражданина производится межевание земельного участка и изготовление его кадастрового плана (может занять по времени до полугода и обойтись в 15-25 тыс. руб.).

После этого местный орган подготавливает договор купли-продажи либо (при бесплатной приватизации) безвозмездной передачи земельного участка.

Общий срок, таким образом, может составить от 2-3 недель и примерно до 6-7 месяцев.

В каких случаях приватизация запрещена

Запрет на приватизацию земельного участка может быть наложен в случаях:

  • если он отнесен к категории земель, которые изъяты из оборота (в частности, земли государственных заказников и заповедников);
  • если федеральными законами или местными нормативными актами установлены ограничения для оборота данной категории земель;
  • в случае законодательного запрета на его приватизацию;
  • если участок земли зарезервирован для государственных нужд.

Источник: https://advokat144.com/vidy-privatizatsii-zemelnyh-uchastkov/

Как приватизировать землю правильно и без ошибок?

Формы приватизации земель

Под приватизацией участков земли понимается переход государственных или муниципальных земельных владений в собственность физических или юридических лиц. Приватизация может осуществляться как путём выкупа наделов за определённый процент от их кадастровой стоимости, так и на безвозмездной основе.

Подготовительный этап

В первую очередь необходимо определиться, есть ли у землепользователя право приватизировать землю бесплатно.

На безвозмездной основе физические лица могут приватизировать землю один раз в жизни в следующих случаях:

  • Если лица используют государственную землю более пяти лет по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • Если лица обладают правом бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • При наличии права собственности на строения в границах участка;
  • При начале фактического пользовании участком до 25 октября 2001 года;
  • Многодетные семьи.

Важно помнить, что приватизация государственных участков после пяти лет использования возможна только в случаях, когда соблюдены обговорённые условия такого пользования (ст. 39.5 ЗК РФ).

К таким условиям могут относиться следующие:

  • Строительство жилья на участке;
  • Занятия определённым видом деятельности на участке;
  • Работа по востребованной в сельской местности профессии в течение обговорённого срока.

При получении права собственности на строение, расположенное на арендованном у государства земельном наделе, такой надел также подлежит безвозмездной приватизации (п. 1 ст. 28 ФЗ № 178 «О приватизации…»).

Религиозные организации, являющиеся юридическими лицами, могут приватизировать землю бесплатно для занятия сельским хозяйством в целях обеспечения внутренних нужд без права извлекать прибыль (ст. 39.5 ЗК РФ).

Необходимые документы

После определения возможности осуществить приватизацию нужно подготовить следующие документы:

  • Копия паспорта;
  • Документ о праве использования земли;
  • Удостоверение многодетного отца (многодетной матери);
  • Справку о наличии строений на участке;
  • Кадастровые документы (при наличии).

К документу о праве пользования землёй может относиться свидетельство о праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, а также арендное соглашение или договор о предоставлении земли от властей.

Определение границ

При отсутствии документально закреплённых границ претендующему на приватизацию лицу необходимо за свой счёт организовать кадастровые работы на участке для определения границ.

Для этого нужно обратиться в геодезическую фирму или к частному кадастровому инженеру для заказа и проведения межевых работ. Проведение работ происходит выездным кадастровым специалистом геодезической фирмы.

После завершения работ по определению границ клиенту геодезической фирмы выдаётся межевой документ с обозначением координат границ, который подлежит регистрации в БТИ для получения кадастрового паспорта.

Куда обращаться

Для определения места подачи заявления будущему собственнику нужно зайти на сайт ЕГРП и выяснить государственного владельца земельного надела, подлежащего приватизации.

Заявление необходимо подавать в местные органы исполнительной власти в случае, если участок находится в муниципальной собственности, например, относится к дачному или садовому кооперативу, которым земля была предоставлена муниципалитетом.

Обращаться в отделение Росимущества необходимо в случаях, если приватизируемый надел относится:

  • К федеральной собственности;
  • К собственности субъекта федерации.

Найти адрес отделения Росимущества в регионе заявителя можно на сайте данной организации, выбрав нужный регион на карте РФ или из списка.

Подача заявления

Заявление на приватизацию подаётся в отделение Росимущества или муниципальный орган власти вместе с собранным пакетом документов. В верхней части указывается наименование места подачи бумаги и ФИО заявителя, а также его домашний адрес и контактные данные.

Далее следует просьба о предоставлении права собственности на земельный надел и перечисление федеральных и местных нормативных актов и законов, дающих право на такое предоставление (приватизацию).

В тексте заявления должны быть отображены следующие сведения:

  • Место нахождения надела;
  • Категории земли и вид разрешённого пользования;
  • Вид права, на основании которого заявитель пользуется участком;
  • Возможные ограничения;
  • Перечень объектов недвижимости (в том числе незавершённого строительства) расположенные в границах надела, с указанием их параметров.

После этого происходит рассмотрение обращения в течение месяца, по истечению которого заявителю выдаётся разрешение на приватизацию или отказ. В случае получения отказа государственный орган должен указать письменно его причину.

К причинам отказа могут относиться:

  • Отсутствие части необходимых документов;
  • Ошибки в заполнении заявления;
  • Факт бесплатной приватизации земли этим же лицом ранее;
  • Предоставление недостоверных сведений.

Если часть документов отсутствует или они неправильно оформлены, претендент на участок может исправить ошибки и обратиться за разрешением на приватизацию снова, но если он уже реализовал своё право приватизации, то оформлять в собственность государственную землю может только на платной основе.

Важно помнить, что гражданину нельзя отказать в платной приватизации земли, если у него имеются во владении строения на участке (п. 3 ст. 28 ФЗ № 178 «О приватизации…»).

Оформление прав

После получения разрешения муниципалитета или Росимущества происходит оформление прав собственности на земельный надел в органах Росреестра.

Для этого будущий собственник подаёт в отделение Росреестра (по месту нахождения надела) следующие документы:

  • Разрешение властей на приватизацию;
  • Кадастровые документы на землю;
  • Копию паспорта;
  • Квитанцию об оплате госпошлины.

Право регистрируется в течение десяти рабочих дней после приёма заявления.

Стоимость оформления

Стоимость бесплатной приватизации складывается из:

  • Размера госпошлины за регистрацию (350 рублей);
  • Оплаты работ геодезической фирмы (3000 – 10000 рублей).

Если приватизация не бесплатная, то к стоимости добавляется стоимость выкупа земли у государственного владельца. Для земель федеральной собственности установлена цена выкупа в размере 60% от кадастровой стоимости надела, согласно пункту 3 Постановления правительства РФ № 279. Цена выкупа земель субъектов федерации и муниципалитетов определяется региональными и местными подзаконными актами.

Итак, для приватизации земли необходимо получить разрешение государственного собственника (муниципалитета или отделения Росимущества) и оформить право собственности в Росреестре. Если право на бесплатную приватизацию отсутствует, землю можно выкупить за процент от её кадастровой стоимости.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/privatizirovat-zemelnyj-uchastok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.