Указ о ветхом и аварийном жилье

закона ФЗ №185 о ветхом и аварийном жилье

Указ о ветхом и аварийном жилье

Каждый человек, проживающий в старой многоэтажке, должен изучать документацию, которая имеет отношение к признанию данного строения к аварийному жилью. Дело в том, что проживание в таких объектах является опасным и неприемлемым, поэтому государство стремится переселить граждан из таких домов.

Федеральный Закон : общие сведения

Переселение из дома может реализоваться по разным причинам:

  • он признан аварийным, поэтому собственники или наниматели переселяются в другие квартиры, а владельцы жилья могут получить компенсацию;
  • требуется проведение капремонта, поэтому все граждане переселяются во временные квартиры;
  • земля под домом необходима муниципальным властям для разных нужд.

Процедура считается специфической и сложной, причем с 2018 года в нее были внесены определенные изменения, которые коснулись собственников, так как они теперь для получения нового комфортного жилья должны уплачивать некоторые средства.

В какие сроки происходит переселение из аварийного жилья? Смотрите по ссылке.

Регулируется процесс ФЗ №185, который имеет отношение к расселению жилья.

Программа расселения ветхого и аварийного жилья на основании ФЗ № 185, смотрите в этом видео:

Что должны знать жильцы домов

Люди, проживающие в аварийном доме, должны знать многие важные сведения:

  • жизнь в таком строении является опасной, так как существует вероятность его обрушения или аварии в инженерных коммуникациях;
  • власти города должны найти для всех жильцов новые места для жизни;
  • новое жилье должно обладать той же квадратурой, а также находиться в том же районе города;
  • собственники могут выбрать не только новое жилье, но и компенсацию;
  • если владельцы квартир выбирают новое жилье, то они должны заплатить за его получение некоторую сумму, а если она у них отсутствует, то они подписывают с муниципалитетом договор соцнайма.

Основные положения законодательства

Значимые сведения о переселении содержатся в ФЗ №185. Здесь указывается возможность для владельцев жилья получать компенсацию или новое жилье.

После получения компенсации собственник должен в течение полугода после подписания договора покинуть жилье, но другие условия могут прописываться в самом соглашении.

Основные цели ФЗ.

Нюансы действия программы в 2018 году

Признание дома аварийным зависит от разных факторов, причем сюда относятся:

  • износ деревянного дома должен быть меньше 65%, а каменного – 70%;
  • дома признаются аварийными, если они находятся в местах, где имеется возможность появления оползня или лавины;
  • имеются значимые разрушения фасада или фундамента, которые не могут быть отремонтированы;
  • если был сильный пожар, то проживание в таком строении является небезопасным, а также это относится к наводнениям или воздействиям других природных сил.

Собственники получают либо равноценное жилье, либо компенсацию, причем она должна быть равна рыночной цене объекта, для чего требуется проводить оценку.

Нередко граждане получают от муниципалитета квартиру с меньшим количеством комнат, но одинаковой квадратурой, а в этом случае даже суд может признать такие действия властей правомерными, если в фонде отсутствуют подходящие другие объекты.

Фз о расселении

ФЗ №188 и ФЗ №185 указывают на то, что если предлагается жилье в другом районе или иной квадратуры, то власти должны давать письменные разъяснения такой ситуации.

Жильцы аварийного дома составляют с муниципалитетом новый договор соцнайма.

О капитальном ремонте жилых домов.

Изменения, внесенные в госпрограмму в 2018 году

Фонд ЖКХ курирует процесс проведения капремонта и расселения граждан.

Нужно ли оплачивать коммунальные услуги в аварийном жилье? Ответы тут.

За счет него формируются региональные комиссии, которые производят оценку имеющихся домов и квартир, после чего решается, являются ли они аварийными.

Действия программы касаются только домов, которые официально являются аварийными по разным причинам.

Что по ФЗ №185 делает комиссия

После оценки здания формируется отчет, в котором содержатся важные сведения:

  • план строения;
  • заявления от жильцов об аварийном состоянии;
  • копии документов на квартиры;
  • заключение, на основании которого решается, включается ли дом в программу переселения.

Важно! Сами жильцы домов могут подавать заявления на проведение оценки.

Особенности переселения владельцев квартир

Собственники жилья могут выбрать компенсацию или новую квартиру. Так как новое жилье будет стоить дороже аварийного объекта, то они должны выплатить муниципалитету нужную сумму средств.

Как формируются списки? Смотрите тут.

Если у владельцев квартир отсутствуют необходимые деньги, то они могут заключить договор соцнайма или получить компенсацию.

Как обеспечивается законность действий местной власти при переселении из ветхого и аварийного жилья? Смотрите в этом видео:

Нюансы переселения и предоставления компенсации

Сам процесс делится на этапы:

  • проводится исследование жилья;
  • выносится решение комиссией;
  • если дом признается аварийным, то все наниматели расселяются по новым квартирам, для чего с ними составляется новый договор соцнайма;
  • собственники решают, будет ли ими получена компенсация или они получат новую квартиру;
  • составляются соответствующие соглашения.

Заключение

Таким образом, процесс переселения граждан из аварийного жилья регулируется ФЗ №185 и некоторыми другими законодательными актами.

Можно ли продать аварийное жилье по закону? Смотрите здесь.

Для этого должны учитываться основные нюансы процесса.

Для собственников предлагается два варианта, а наниматели переселяются в новые квартиры одинаковой квадратуры с составлением нового договора соцнайма.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже: Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: http://ProNovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/vy-selenie-i-rasselenie/zakon-185-fz.html

Любое жилье можно снести или изъять: В Госдуме затевают реновацию всей России – Свободная Пресса

Указ о ветхом и аварийном жилье

Группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект, который позволит местным властям по всей стране принимать программы сноса и реконструкции жилья, причем не только аварийного. Эксперты уже называют этот документ попыткой распространить программу московской реновации на всю страну.

Одним из авторов проекта поправок № 1023225−7 к Градостроительному, Жилищному и Земельному кодексам РФ стал глава парламентского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев, также в числе разработчиков Николай Журавлев, Олег Мельниченко и другие.

Документ во многом учитывает опыт московской программы реновации, хотя само это слово в тексте не упоминается.

Предлагается предоставить местным властям полномочия составлять адресные программы по реконструкции и сносу фактически любых многоквартирных домов в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан». Для этого Жилищный кодекс должен быть дополнен ст. 48.

2, согласно которой решение о включении в программу может быть принято с одобрения двух третей собственников или нанимателей квартир. Исключить дом из программы разрешается одной третью .

Как и в случае с московской реновацией, собственники жилья могут выбирать, что получить взамен — аналогичную по площади и комнатам квартиру в том же районе или денежную компенсацию.

Проблемой может стать пункт, который касается нового механизма комплексного развития территорий. Решение о развитии местные власти могут принимать, если половину территории занимают, например, аварийное жилье, самовольные постройки или многоквартирные дома, вошедшие в адресную программу сноса и реконструкции. Не совсем понятно, что, в таком случае, будет со второй половиной.

Как пишет «Коммерсант», «формулировки поправок во многом совпадают со скандальным правительственным законопроектом 2018 года о комплексном развитии территорий с принудительным изъятием недвижимости для муниципальных нужд по инициативе муниципалитетов», которые исчезли из закона через год после критики.

«В проекте говорится о комплексном развитии территории при условии, что половину от нее составляют определенные здания. А остальные 50% — что, вообще любые дома? Как это может быть?» — прокомментировала инициативу глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская.

Кроме того, у экспертов есть большие сомнения в том, что программу «реновации» действительно удастся распространить на другие регионы страны, ведь, как прописано в законопроекте, финансированием должны заниматься исключительно местные бюджеты, а в них хронически не хватает денег даже на расселение людей из аварийного жилья, что уж говорить просто о «ветхом».

Омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере строительства Дмитрий Катровский еще в январе говорил, что по подсчетам экспертов, необходимая сумма может составить от 1 трлн до 5 трлн рублей, если говорить о 90 млн кв. м жилья, которого в первую очередь надо реновировать.

Рассчитывать же на привлечение инвесторов приходится только в очень небольшом количестве регионов, ведь их интересует, прежде всего, коммерчески выгодные проекты. Поэтому теоретически инициатива может привести к монополизации регионального рынка крупными застройщиками.

А уж норма о комплексном развитии территории, позволяющая сносить практически любые дома, открывает мрачные перспективы.

Член комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ Игорь Кокин сомневается, что даже в случае принятия инициативы реновацию действительно удастся массово распространить на регионы.

— Ситуация с реновацией или реконструкцией многоквартирных домов обсуждается давно, практически с тех пор, как эта идея начала реализовываться в Москве.

Тогда возникла большая эйфория по поводу того, что можно эту программу реализовать в других регионах, хотя бы в столицах субъектов Федерации.

Новое правительство, в частности, вице-премьер Марат Хуснуллин говорили о том, что это идея будет воплощена в других регионах. Правда, буквально через несколько месяцев г-н Хуснуллин вынужден был заявить, что ничего не получится.

Все дело в том, что реконструкция или реновация, как ее не называй, требует очень серьезных финансовых вливаний, и сегодня в регионах просто нет инвесторов, которые были бы готовы вложиться не в строительство нового здания на пустом месте, а в реконструкцию существующего. Это требует дополнительных затрат на отселение существующих собственников, выплату им компенсации. Эта идея пока так и осталась идеей, не более того.

Что касается законопроекта, это всего лишь право регионов, если вдруг у кого-то из них появится такая финансовая возможность, не более того. А будет ли оно реально реализовано, сказать сложно. На сегодняшний день у нас очень мало субъектов федерации, которые готовы вкладывать бюджетные средства в строительство и реконструкцию многоквартирных домов.

Доля бюджетного финансирования в строительстве жилья крайне мала. В основном это софинансирование, финансирование частными инвесторами, участие в софинансировании путем предоставления земельных участков и других преференций. Поэтому думаю, пока что этот законопроект — совершенно бесперспективная вещь на предмет того, что как-нибудь, когда-нибудь эта идея может быть реализована.

Тем более что есть очень много подводных камней, связанных с правами собственников, механизмами расселения, и в этом смысле субъекты очень ограничены в своих финансовых возможностях.

Даже сейчас расселение аварийного жилья вызывает очень много вопросов, связанных именно с соблюдением прав собственников.

Без финансирования из Федерального фонда содействия реформированию, думаю, очень мало субъектов, которые могли бы поучаствовать в такой программе.

«СП»: — Представляет ли угрозу норма о новом механизме комплексного развития территорий?

— Программа комплексного развития территорий в нашем Жилищном кодексе существует достаточно давно. Там есть норма, которая предусматривает, что в случае заключения договора о комплексном развитии территории инвестор берет на себя обязательства по расселению собственников или выкупу у них жилья в рамках, предусмотренных 32-й статьей Жилищного кодекса. Но там возникает несколько проблем.

«СП»: — Каких?

— Во-первых, это проблема оценки. Она абсолютно не доработана. Недавно я столкнулся с этим в Нижнем Новгороде, где большие сложности с оценкой стоимости жилья, особенно с учетом не проведенного капремонта. Такой методики оценки просто нет.

Что касается других зданий, которые находятся на этой территории, действующая программа комплексного развития им никоим образом не мешает.

Она предусматривает, что в рамках территории микрорайона остаются магазины, торговый центр, спортзал и другие объекты, а вот в части реконструируемых и сносимых домов строится еще и детский сад или школа.

Создается транспортная, сетевая инфраструктура, так что в этом отношении проблем не возникает.

«СП»: — А как же насчет принудительного изъятия?

— В нашем Жилищном кодексе предусмотрено, что если дом признан аварийным, жилое помещение и земельный участок у собственников изымаются, но путем выплаты выкупной цены или предоставления другого жилья. Существует очень большая практика, в том числе судебная, при защите прав собственников при таком изъятии. Поэтому нельзя говорить о том, что у всех все отберут и выгонят на улицу, это не так.

«СП»: — То есть на не аварийные дома норма о принудительном изъятии в целях развития территории сегодня не распространяется?

— Да, пока что у нас не предусмотрен механизм изъятия жилья в не аварийных домах. Есть единственное исключение — федеральный закон о реновации в Москве, который предусматривает механизм изъятия, но с большим количеством оговорок. А по остальной стране изъятие жилья по реконструкции не предусмотрено.

В то же время, адвокат и юрист в области недвижимости Дмитрий Островский напоминает, что у нас уже действует норма об изъятии жилья для государственных нужд. Поэтому только практика покажет, несут ли новые поправки угрозу нарушения прав собственников.

— Чтобы понять, как у нас обстоят дела с реновацией комплексных территорий, достаточно посмотреть на город Москву и принятое законодательство. В связи с тем, что вице-премьером стал бывший заместитель столичного градоначальника Марат Хуснуллин, который как раз курировал строительную отрасль, думаю, московский опыт хотят распространить на всю страну.

Отвечать на вопрос есть или нет риска для собственников жилья, пока не принят документ в окончательной форме — дело неблагодарное.

Будут ли нарушаться права граждан регионов или нет, можно будет сказать только после того, как станет ясно, в каком виде все нормы прописаны в законе.

Хотя я согласен с Галиной Хованской в том, что вопросы сноса и предоставления жилья по реновации — это не нормы Жилищного кодекса. Это отдельное законодательство, в большей степени градостроительное, которое регулирует вопросы строительства.

Сам по себе законопроект права граждан не нарушает. А вот как будет проходить его реализация — это вопрос.

«СП»: — То есть принудительное изъятие недвижимости — это не нарушение прав собственников?

— Посмотрим, как будет реагировать Государственная дума, профильные комитеты и какой закон мы получим на выходе. Если формулировки об изъятии в том или ином виде останутся, мы сможем предметно обсуждать, есть ли там нарушения. Но я отмечу, что с точки зрения действующего законодательства сами по себе такие нормы не нарушают прав граждан в жилищной сфере.

У нас уже существует и действует норма об изъятии жилья для государственных нужд. Вспомните, сколько было вопросов в Подмосковье, связанных со строительством ЦКАД. Поэтому само по себе наличие нормы еще не свидетельствует о нарушении прав. Речь идет о ее практической реализации.

Источник: https://svpressa.ru/realty/article/276528/

Реновация с широким радиусом поражения

Указ о ветхом и аварийном жилье

Теперь так можно разрушить любой дом /Максим Стулов / Ведомости

Городские власти в рамках программ реновации смогут сносить не отдельные дома, а целые кварталы при условии, что половину их территории занимает аварийное жилье. Законопроект о соответствующих поправках в Градостроительный кодекс внесли в Госдуму сенаторы Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и глава парламентского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, цель инициативы – «комплексное развитие территорий и расселение аварийного жилья»: новый порядок будет способствовать обновлению застройки городов и улучшению жилищных условий граждан.

Напомним, что в августе Минэкономразвития разработало новый механизм комплексного развития территорий в российских городах. Он подразумевает, что жилищное строительство должно быть полностью обеспечено общественным транспортом, инфраструктурой и социальными объектами.

При этом доля жилой застройки по новым правилам не должна превышать 80%, остальная территория предоставляется для общественных и деловых пространств.

Понятно, что реновация по принципу «один новый дом вместо старого» этим требованиям соответствовать не может, с чем и связана необходимость в поквартальной перестройке.

При этом авторы законопроекта специально уточнили, что снос домов будет производиться только с согласия их жителей. «В проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых две трети собственников и нанимателей поддержали такое решение, – подчеркивается в пояснительной записке к документу.

– Для выхода из программы достаточно более одной трети от общего числа всех собственников помещений в этом многоквартирном доме». При этом жителям домов, предназначенных под снос, должно быть предоставлено равнозначное (с не меньшими числом комнат и жилой площадью) жилье в этом же населенном пункте, а если он имеет «внутригородское деление» – в том же районе.

Собственники также смогут выбрать взамен старого жилья денежную компенсацию.

Исполнительный директор НП «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева напоминает, что в Госдуму уже внесены два аналогичных законопроекта – от Галины Хованской и от заксобрания Санкт-Петербурга. Но у них нашлось немало противников.

Одним из главных спорных вопросов стали процедуры принятия решений о сносе неаварийных домов и изъятия недвижимости у собственников территории. «Согласно новому законопроекту кварталы, подлежащие сносу, могут содержать только 50% аварийных домов, а остальные дома, скорее всего, просто будут признаны ветхими, – отмечает Разворотнева.

– Но термина «ветхое жилье» официально пока не существует. Поэтому, прежде чем принимать закон о сносе и расселении граждан, надо внести это понятие в законодательство».

Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев считает одним из главных препятствий непонимание россиянами целей и смысла реновации. «Пока что люди представляют реновацию как отъем жилья, а не как улучшение своих условий жизни, – отмечает он.

– Должна быть проведена разъяснительная работа, иначе все это останется на бумаге. Плюс ко всему закон должен очень четко прописывать незыблемость прав граждан на собственность, он должен исключать любую возможность злоупотребления на местах».

По мнению Николаева, это требует кропотливой работы до принятия закона Госдумой.

Но главным препятствием для реализации нового законопроекта станут ограниченные бюджеты регионов. Согласно документу, финансировать проекты реновации должны сами местные власти. Эксперты уверены, что им это не под силу.

«В условиях адской дотационности местных бюджетов речи о масштабных стройках, финансируемых за счет городов, идти просто не может, особенно сейчас, после пандемии, – считает профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич.

– За апрель – июнь выпадающие доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации составили 567 млрд руб., по итогам года будет 2 трлн недополученных доходов». Она отмечает, что уровень дотационности городских округов сейчас составляет 60%, муниципальных округов – 75%.

«О каких проектах реновации тут можно говорить?» – недоумевает Зубаревич. Тем не менее в Совете Федерации надеются, что закон будет принят уже до конца года.

«Российские субъекты должны до 18 октября представить свои комментарии по данному вопросу, после чего состоится первое чтение», – заявил журналистам один из авторов документа, сенатор Мельниченко.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/09/21/840703-renovatsiya-shirokim

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

Указ о ветхом и аварийном жилье

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения.

При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем.

Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности.

Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования). Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения.

Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда.

При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет.

До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.

Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки.

Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда.

Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки.

Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий.

Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения.

Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования. Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов.

На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия.

Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года. За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет. Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона.

– За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда.

Кроме того, поправки позволят нам активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни, – подчеркнул глава Минстроя России Владимир Якушев.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Источник: https://fondgkh.ru/news/prezident-rossii-vladimir-putin-podpisal-federalnyy-zakon-o-novykh-mekhanizmakh-rasseleniya-avariynykh-domov/

Кого коснется закон о принудительном отъеме жилья

Указ о ветхом и аварийном жилье

МОСКВА, 21 сен – ПРАЙМ, Наталья Карнова.

Предоставление на откуп властям в регионах права расселять и сносить практически любое жилье повышает риски россиян внезапно лишиться привычной собственности.

Власти обещают, что на улице никто не останется, однако проблем у переселенцев будет немало. Впрочем, от сноса жилья можно не только проиграть, но и выиграть, считают опрошенные “Прайм” эксперты.

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, разрешающий местным властям принимать программы сноса и реконструкции любого, а не только аварийного жилья. Согласно этому документу, реновацию можно будет проводить при согласии на нее двух третей от общего числа собственников квартир в доме. Жильцам предложат выбор – получить взамен равноценную недвижимость или денежную компенсацию.

Авторы инициативы ссылаются на столичный опыт реновации, где все эти нормы уже были апробированы. 

Они также пытаются продвинуть отложенное в 2018 году спорное решение – объявление определенных территорий зонами комплексного развития. Причем право на это могут дать муниципалитетам.

Под территории комплексного развития могут подходить те, на которых половину застройки занимают аварийные, самовольные или подходящие под реновацию постройки. В таком случае оставшуюся недвижимость могут принудительно изъять для муниципальных нужд. 

По мнению опрошенных “Прайм” экспертов, главная цель новации – обновить недвижимость не только в столице, но и в регионах. “Там отмечается большой объем ветхих и аварийных зданий, поэтому одним из потенциальных результатов программы может стать уменьшение количества таких объектов и улучшение жилищных условий в регионах”, — говорит управляющий партнер компании “Метриум” Мария Литинецкая.

Кроме того, в случае принятия этого закона есть возможность освободить привлекательные площадки для девелоперов. В Москве система работает именно таким образом – застройщики полностью или частично финансируют расселение жилых домов и взамен получают возможность возвести жилые дома, торговый или бизнес-центр. 

ЧЬЕ ЖИЛЬЕ СНЕСУТ

По мнению экспертов, принятие такого закона увеличивает для россиян риск внезапно оказаться в жилье, обреченном на снос в уведомительном порядке.

“Однако в любом случае это будет исключительной ситуацией, и власти не станут беспричинно использовать такую опцию.

Скорее всего, в законопроекте будут прописаны все основания, при которых можно забрать квартиру у собственника”, — полагает Литинецкая.

На улице власти никого не оставят, однако предлагаемое жилье может не устроить переселенцев. По опыту московской программы реновации собственникам квартир в отданных под снос домах предлагается перечень вариантов для будущего расселения. Поэтому адекватную замену можно выбирать только среди этих предложений. При желании можно докупить дополнительные метры. 

Скорее всего, в регионах процесс будет организован аналогично, а, значит, вполне вероятны жалобы на некачественный ремонт, недостаточный размер компенсации, отсутствие инфраструктуры и неудобную планировку. 

Справедливости ради стоит отметить, что многие москвичи довольны новыми квартирами – как минимум, они все же просторнее.

По закону, предоставляться должно равнозначное и равноценное жилье, исходя из нормативов города на каждого члена семьи, зарегистрированного на жилой площади.

Но, как правило, современные квартиры по общему метражу больше, чем в сносимых домах, поэтому власти “дарят” несколько квадратных метров, особенно если речь идет о двух- и трехкомнатных квартирах.

“Если говорить о сносе, то он коснется собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, собственников нежилых помещений, а также субъектов предпринимательской деятельности, арендующих помещения в таких домах”, — говорит доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталья Свечникова.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Помимо хлопот, связанных с переездом, новым собственникам придется заново получать лицензии и разрешения, “привязанные” к новому адресу. Скорее всего, будет отдельный порядок для субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих площади в таких домах у города, например, как это было в Москве при реновации. 

Банки, которые выдавали кредиты на недвижимость, также столкнутся со сложностями при переоформлении объектов залога или в плане закрытия кредитов за счет получения заемщиками денежных компенсаций, добавила эксперт.

Московский опыт выплаты компенсаций за жилье, отправленное под снос, говорит о том, что сложности возможны и здесь. Так, если квартира или дом находятся в залоге, необходимо получить согласие залогодержателя на такую замену. 

Денежную компенсацию не вправе требовать собственник жилого помещения, в отношении которого зарегистрированы в установленном порядке ограничения прав или обременения. Например, “московский закон” запрещает брать деньгами, если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние дети или родственники-иждивенцы, рассказала Свечникова. 

ОСТАТЬСЯ В ПЛЮСЕ

Стоит отметить, что в регионах недостаточно финансирования, поэтому появление новых жилых комплексов и расселение ожидающих квартир граждан происходит медленно. Вряд ли новая программа значительно изменит этот тренд.

Однако те, кого все-таки переселят, могут получить не только проблемы, но и преимущества. Так, их жилье, возможно, станет дороже. После запуска программы реновации в столице выросли цены на жилье в аварийных домах, поскольку в перспективе из таких квартир можно переселиться в более комфортные условия. 

Кроме того, квартиры, которые впоследствии получают жители таких домов, оцениваются гораздо дороже. Средний рост цен на дома из списка реновации составлял от 10% и выше в зависимости от района. Аналогичная тенденция может в будущем наблюдаться и в регионах.

Источник: https://1prime.ru/state_regulation/20200921/832052255.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.