Усыновление иностранными гражданами и лицами без гражданства

Содержание

Усыновление российских детей иностранными гражданами: порядок процедуры, судебная практика

Усыновление иностранными гражданами и лицами без гражданства

Международное усыновление несколько отличается от процедуры усыновления гражданами РФ.

Главное отличие заключается в том, что в процедуре участвует не только региональный орган опеки и попечительства (далее – ООиП) и суд, но и уполномоченный орган иностранного государства.

Кроме того, будущему усыновителю придется собрать расширенный перечень документов, чтобы встать на учет. Рассмотрим, каковы особенности усыновления детей иностранными гражданами, какие к ним предъявляются требования, какие документы понадобятся и как выглядит весь процесс пошагово.

Особенности

В ст. 124 СК РФ сказано, что российские дети, оставшиеся без родительского попечения, могут быть усыновлены иностранными гражданами или лицами без гражданства лишь в том случае, если нет претендентов в усыновители с паспортами РФ.

Какие еще есть особенности:

  • Взять ребенка в семью можно лишь в том случае, если сведения о нем поступили в федеральный банк данных сирот не менее 12 месяцев с момента обращения потенциального усыновителя. Исключение – близкие родственники несовершеннолетнего: ждать один год им необязательно;
  • Если у ребенка есть братья или сестры, их разделение не допускается. Разделить детей можно лишь в том случае, когда это не противоречит их интересам.
  • Рассматривая дело, суд должен руководствоваться интересами несовершеннолетнего в первую очередь. Учитывается его происхождение, знание языка, отношения с будущим усыновителем;
  • Усыновление производится с учетом норм международного договора, российского законодательства и законов страны, гражданство которой имеет усыновитель;
  • Если иностранный усыновитель состоит в браке с гражданином РФ, ребенка передают по российскому законодательству;
  • Если в результате будут нарушены права несовершеннолетнего, суд откажет в удовлетворении заявления;
  • В результате усыновления люди получают все права и обязанности родителей.

Важно! Взятие детей в семьи иностранными гражданами, постоянно проживающими в РФ, происходит немного легче, чем теми, кто живет за границей. Разница заключается в особенностях оформления документов: в каждом случае предусмотрен индивидуальный порядок.

Когда усыновление невозможно

Забрать ребенка в семью иностранный гражданин не сможет, если он:

  • Не соответствует предъявляемым к усыновителям требованиям;
  • Имеет гражданство США. Получение российских детей гражданами США вне зависимости от ситуации запрещено;
  • Состоит в однополом браке;
  • Не состоит в браке, при этом однополые отношения в его государстве легализованы;
  • Ограничен в дееспособности, признан полностью недееспособным;
  • Имеет судимость за особо тяжкое или тяжкое преступление;
  • Имеет медицинские противопоказания по здоровью: болеет туберкулезом, онкологией, психическим расстройством, наркоманией, алкоголизмом, инфекционными заболеваниями (до полного излечения);
  • Не имеет постоянного источника дохода или места жительства;
  • Не прошел подготовку на курсах усыновителей.

Обратите внимание! Если иностранец приходится ребенку отчимом или мачехой, близким родственником, требования к наличию и размеру дохода, либо жилплощади не применяются. Суды более охотно отдают детей их близким.

Кто вправе быть усыновителем

Чтобы взять ребенка в семью, нужно соответствовать установленным требованиям (ст. 127 СК РФ):

  • Совершеннолетний возраст, полная дееспособность;
  • Разница в возрасте с ребенком – минимум 16 лет, если усыновитель не состоит в браке. Это требование не предъявляется к родственникам детей. В остальных случаях по уважительным причинам суд вправе сократить разницу в возрасте;
  • Наличие согласия супруга усыновителя и остальных членов семьи старше 10 лет;
  • Отсутствие судимости;
  • Наличие постоянного заработка. Он будет рассчитываться с учетом затрат на каждого члена семьи;
  • Наличие заключения о возможности быть усыновителем, выданного иностранным органом, если гражданин не проживает в России;
  • Наличие заключения от ООиП на территории субъекта РФ, если будущий усыновитель проживает там же;
  • Представление удостоверенных копий перевода всех документов.
  • Наличие постоянного места жительства. Это придется подтверждать документами о праве собственности или договором найма жилого помещения.
  • Прохождение спецподготовки на курсах.

Примечание: у иностранного государства могут быть дополнительные требования к усыновителям, проживающим на их территории, если ребенок будет перевезен туда.

Кто может представлять интересы усыновителей

Посредническая деятельность по передаче детей под опеку или усыновление в РФ запрещена. Но специально уполномоченные иностранными государствами органы могут представлять интересы усыновителей через представительства, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ.

На что уполномочены представительства:

  • Подавать документы федеральному оператору данных для выбора ребенка из базы;
  • Направлять документы в суд;
  • Оказывать консультационную поддержку;
  • Оформлять приглашения и визы;
  • Участвовать в судебных разбирательствах при рассмотрении дел, получать копии судебных решений;
  • Помогать усыновителям в переоформлении документов на детей.

Однако усыновителям придется лично присутствовать на судебных заседаниях, встречаться с ребенком, изучать его документы и подписывать акт, подтверждающий ознакомление с медицинскими документами несовершеннолетнего.

Как иностранному гражданину усыновить ребенка

Если будущий усыновитель постоянно проживает в России, ему достаточно обратиться в региональный ООиП. При постоянном проживании за пределами РФ порядок действий другой, и придется задействовать иностранный уполномоченный орган.

Примечание: заключение может быть получено как в РФ, так и в государстве, гражданином которого является заявитель. Взаимодействие между всеми органами осуществляется с учетом положений международного договора, заключенного между РФ и другой страной. Большую часть документов они направляют друг другу самостоятельно.

Шаг 1: получение заключения

Заключение можно оформить в своей стране. Для этого нужно обратиться с заявлением в уполномоченный орган иностранного государства по месту жительства.

Как выглядит процесс:

  1. Гражданин подает заявление о выдаче заключения. Ему дают направление на прохождение медкомиссии и обучение в школе усыновителей.
  2. Проходит медкомиссию. Это нужно для подтверждения отсутствия заболеваний, при которых передача несовершеннолетнего не допускается.
  3. Обучение в школе приемных родителей. В России курсы обычно проходят в ООиП, но в другом государстве может быть иначе. По результатам сдается экзамен. В процессе обязательно проводится психологическое тестирование. Свидетельство об окончании курсов понадобится опеке.
  4. Проверка жилищных условий. Она проводится иностранным органом. Сотрудники изучают обстановку, беседуют с членами семьи. В итоге оформляется акт, один экземпляр выдается и будущему усыновителю.

В завершение выдается заключение, которое в дальнейшем понадобится для постановки на учет в качестве усыновителя. Также выдадут обязательство, согласно которому иностранный орган в дальнейшем должен будет проверять условия проживания ребенка.

Документы

Чтобы получить заключение, нужно представить ряд документов:

  1. Заявление установленного образца. У каждой страны он свой.
  2. Автобиография.
  3. Брачное свидетельство (если есть).
  4. Медзаключение о состоянии здоровья.
  5. Свидетельство о прохождении курсов.
  6. Свидетельство о праве собственности на недвижимость, или договор найма (если жилье не свое).
  7. Справка о доходах.
  8. Согласие супруга, если несовершеннолетний усыновляется только одним из супружеской пары.

Важно! Перечень документов может меняться или дополняться в зависимости от законов другого государства.

Расходы

Усыновление во всех странах производится бесплатно, в том числе и расходы. Но в дальнейшем усыновителю придется понести затраты на нотариальное удостоверение копий перевода документов, а также оформить визу на ребенка.

Шаг 2: легализация документов

Под легализацией подразумевается оформление перевода всех документов с иностранного языка. Делаются копии, которые в дальнейшем удостоверяются нотариусом.

Шаг 3: постановка на учет

Чтобы встать на учет в качестве усыновителя, нужно подать все документы федеральному оператору, уполномоченному заниматься делами об усыновлении иностранными гражданами.

Оператору нужно представить:

  1. Заявление о желании усыновить несовершеннолетнего.
  2. Заполненную анкету.
  3. Письменные обязательства о предоставлении возможности обследования условий проживания ребенка после его отъезда из РФ, а также о его постановке на учет в консульстве.
  4. Обязательство иностранного органа о своевременной проверке условий жизни усыновленного.
  5. Документ, подтверждающий отсутствие легализации однополых браков в стране проживания усыновителя.
  6. Свидетельство об успешной подготовке на курсах усыновителей.

Также понадобится документ, подтверждающий право иностранной организации на подготовку будущих усыновителей. После представления всего перечня претендента поставят на учет в течение 15-20 дней.

Шаг 4: встреча с ребенком

Для встречи с несовершеннолетним нужно получить направление от ООиП по месту его жительства. Все происходит в присутствии сотрудника опеки. По результатам оформляется акт, он понадобится в суде.

Шаг 5: подача документов в суд

В областной суд нужно представить заявление об усыновлении и все документы, которые нужны были для постановки на учет. Проводятся закрытые заседания. Решение выносится судьей единолично, вступает в силу через 10 дней. Но можно ходатайствовать о немедленном исполнении.

Когда решение вступит в силу, необходимо представить его удостоверенную копию в организацию по месту нахождения ребенка, и забрать его.

Судебная практика

Чаще всего суды оставляют заявления иностранных усыновителей без движения из-за представления неполного перечня документов. Нередко приходится и оспаривать заключения опеки о невозможности быть усыновителями.

Стоит ознакомиться и с судебной практикой по делам об усыновлении иностранными лицами, утвержденным Президиумом ВС РФ. Она за 2017 год, но с тех пор законы по этому вопросу не менялись, и в 2020 году ситуация примерно такая же.

Возможные трудности

Для усыновления детей иностранными гражданами приходится готовить много документов, а затем удостоверять их копии у нотариуса. Это основная проблема, с которой сталкиваются будущие усыновители. Если хотя бы одной справки не будет хватать, могут отказать в выдаче заключения. Суд же и вовсе оставит заявление без движения, и ребенка забрать не получится.

Вы можете получить бесплатную консультацию у нашего юриста по усыновлению. Он проанализирует вашу проблему, расскажет возможные варианты развития событий и подскажет, какими способами ее можно решить.

Источник: https://glavny-yurist.ru/usynovlenie-detej-inostrannymi-grazhdanami.html

Особенности усыновления российских детей иностранцами и лицами без гражданства

Усыновление иностранными гражданами и лицами без гражданства

Статья 165. Усыновление (удочерение)

1.

Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства – в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

При усыновлении на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином РФ, должны применяться не только иностранное законодательство, но и в целях защиты интересов детей соблюдаться требования российского законодательства, а именно: ст. 124-126 СК, ст. 127 СК (за исключением абзаца 8 п. 1, т.е.

нормы о запрете усыновлять детей лицам, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель), ст. 128, 129 СК, ст. 130 СК (за исключением абзаца 5 – т.е.

нормы об отсутствии необходимости получения согласия родителей ребенка на его усыновление, если по причинам, признанным судом неуважительными, родители более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания), ст.

131-133 СК с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

Таким образом, дети, в отношении которых допускается усыновление, порядок учета таких детей и лиц, желающих быть усыновителями, условия усыновления, порядок усыновления определяются по российскому законодательству.

Кроме того, усыновление российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками детей, допускается только: а) по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о детях, нуждающихся в устройстве в семью, в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п. 3 ст.

122 СК); б) если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам детей, независимо от места их жительства и гражданства

Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

В случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.

Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством Российской Федерации.

Усыновление (удочерение) являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Источник: https://studopedia.su/16_114116_osobennosti-usinovleniya-rossiyskih-detey-inostrantsami-i-litsami-bez-grazhdanstva.html

Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства

Усыновление иностранными гражданами и лицами без гражданства

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом.

Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Положения ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей.

Из этого следует, что вне зависимости от гражданства ребенка, оставшегося без попечения родителей, его выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл.

18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.

Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст.

121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. 10 и 11 Конвенции ООН «О правах ребенка»).

Термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.

Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей.

Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства.

Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств.

Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями.

Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.

В соответствии со ст.

165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126, ст. 127 (за исключением подп. 7 п.

1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абзаца пятого), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.

Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:

1. Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 ст. 124 СК РФ установлено два предварительных условия.

Первое — невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Второе — истечение 12 месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

В этих целях ст.

11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональными операторами и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На основании ст. 6 указанного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия — у федерального оператора.

При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан Российской Федерации или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 272 ГПК).

2. Если ребенка желают усыновить граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то усыновление также невозможно до истечения года со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3.

Заявления граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подаются в верховный суд Республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

4. В соответствии со ст. 126.1 СК РФ российские усыновители не вправе пользоваться при усыновлении услугами посредников. Такое право, однако, предоставлено иностранным гражданам, которые могут воспользоваться помощью органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации.

Эти органы и организации должны быть уполномочены не только государством своего происхождения. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 (в ред. от 16 декабря 2014 г.) утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением.

Данным подзаконным актом определяется порядок получения этими органами и организациями аккредитации.

5. Положения ст. 127 СК РФ «Лица, имеющие право быть усыновителями» применяются к иностранцам и лицам без гражданства, желающим усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, за исключением подп. 7 п.

1 этой статьи.

Иными словами, для усыновления такому кандидату в усыновители нет необходимости доказывать, что размер его дохода позволяет обеспечить усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации.

На особенности процедур и документов, подтверждающих право иностранцев и лиц без гражданства быть усыновителями, обращается внимание в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

6. При усыновлении ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом, и вывозе ребенка за пределы Российской Федерации существуют объективные трудности в получении отчета об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка.

С целью упорядочить контроль за условиями жизни усыновленных российских граждан за рубежом Правительством РФ были утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Однако указанный акт не определяет порядок осуществления контроля за условиями пребывания усыновленного ребенка в семье усыновителей, да и не может его определять, поскольку ни один из органов власти Российской Федерации не имеет юрисдикции на территории другого государства.

Суд на территории Российской Федерации вправе произвести отмену усыновления при наличии доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и интересов усыновленного за рубежом, однако дальнейшее исполнение судебного решения и возврат ребенка в Россию зависят от признания решения российского суда на территории государства, где находится ребенок.

Таким образом, контроль за действиями усыновителей, которые проживают за рубежом, фактически невозможен, за исключением тех случаев, когда Российская Федерация является участником международных соглашений, предусматривающих возможность такого контроля, осуществляемого компетентными органами принимающего государства, которые передают информацию о жизни усыновленного ребенка органам власти Российской Федерации.

Усыновление детей, имеющих иностранное гражданство, гражданами Российской Федерации подчиняется закону суда. При этом в соответствии с абз. 4 п. 1 ст.

165 СК РФ необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Опека и попечительство с «иностранным элементом».

В настоящее время Россия не участвует в каких-либо международных актах, содержащих нормы материального права, регулирующие опеку и попечительство с иностранным элементом, или в международных актах, устанавливающих транснациональные процедуры признания или восстановления опеки и попечительства. Между тем, например, государства — участники Совета Европы заключили такого рода соглашение — Конвенцию о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки.

Российская Федерация участвует в Конвенции стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», вступившей в силу для нее 10 декабря 1994 г. Этот международный акт содержит (ст.

33) следующие коллизионные нормы: при установлении или отмене опеки и попечительства подлежит применению личный закон ребенка, при этом обязанность принять опеку или попечительство определяется личным законом опекуна или попечителя.

Внутренние правоотношения опеки и попечительства регулируются законом государства, которое произвело установление опеки.

Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства с иностранным элементом, содержатся также в национальном законодательстве Российской Федерации.

Статья 1199 ГК РФ использует аналогичные вышеперечисленным коллизионные привязки, добавляя, что к внутренним правоотношениям опеки (попечительства) в случае, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.

Источник: https://pravo163.ru/otnosheniya-po-povodu-ustrojstva-detej-ostavshixsya-bez-popecheniya-roditelej-s-uchastiem-inostrancev-i-lic-bez-grazhdanstva/

Усыновление детей иностранными гражданами

Усыновление иностранными гражданами и лицами без гражданства

Усыновление (удочерение) на территории РФ иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином РФ, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении.

Если усыновители (супруги) имеют разное гражданство, то усыновление будет регулироваться законодательством обоих государств, гражданами которых они являются.

Если усыновителем является лицо без гражданства, то должно применяться законодательство государства, в котором данное лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка – гражданина РФ, ведется органами исполнительной власти субъектов РФ или Министерством образования и науки РФ.

Соблюдение при усыновлении требований законодательства государства, гражданином которого является усыновитель, позволяет обеспечить соответствующий правовой статус ребенка в этом государстве. Согласно закону о гражданстве РФ ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранными гражданами сохраняет гражданство РФ до прекращения его в общем порядке по заявлению обоих усыновителей при условии, что ребенку будет предоставлено иное гражданство.

При усыновлении иностранными гражданами ребенка – гражданина РФ в целях защиты интересов детей должны соблюдаться требования российского законодательства (ст. 124–133 СК).

Согласно СК усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если нет возможности передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Иностранный гражданин представляет федеральному или региональному оператору по ведению банка данных: заявление о своем желании усыновить ребенка; обязательство поставить усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении РФ; обязательство компетентного органа государства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания ребенка.

Представлять интересы кандидатов в усыновители может только специально уполномоченный иностранным государством орган по усыновлению детей через свои представительства, имеющие лицензию от Министерства образования и науки РФ и действующие в соответствии с семейным законодательством РФ. Вопрос о таком усыновлении решается судом субъекта РФ с участием органа опеки и попечительства субъекта РФ.

Наряду с предусмотренными для граждан РФ документами в суд обязательно должно предъявляться заключение компетентного органа иностранного государства об условиях жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на их территории.

Защита прав и интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами (лицами без гражданства), осуществляется консульскими учреждениями РФ.

Твоя правда о семейной жизни

Усыновление российских детей иностранными гражданами возможно, но с оговорками. Сведения о детях, которые ждут усыновления, поступают в федеральный банк данных, с которым знакомят кандидатов, желающих взять ребенка в семью.

В первую очередь детей на усыновление дают гражданам России. Но заявляют о своем желании усыновить русского ребенка и иностранцы. Если данные о ребенке находятся в банке больше года, сведения о нем могут получить граждане других стран.

Усыновление российских детей иностранными гражданами

Усыновление детей из России гражданами других стран или не имеющими гражданства лицами регулируется статьями 124-133, 165 Семейного кодекса, Федеральным законом № 167, начавшим действовать с 2013 года, Конвенцией о правах ребенка.

На основании этих законов иностранцы, желающие усыновить ребенка из РФ, должны находиться в зарегистрированном браке (только разнополом), разрешается усыновление и одиноким людям, кроме граждан из стран, где разрешены однополые браки.

Не разрешат усыновить ребенка состоящим в браке гражданам стран, на территории которых разрешены однополые браки, и возможна передача ребенка в другую семью. В прошлом году подписан закон, запрещающий усыновлять наших детей гражданам США.

Кроме того, ребенок должен быть одной расы с усыновителем, будущий родитель должен говорить на языке ребенка и не иметь противоположных религиозных мировоззрений.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 8 (800) 222-48-65 – Звонки из всех регионов бесплатно! Это быстро и бесплатно!

В России официально работают организации из других стран, имеющие право юридически представлять будущих родителей.

Они могут передавать документы усыновителей в региональные представительства, осуществляют помощь в их приезде и устройстве, поездках за ребенком.

Знакомиться с ребенком, налаживать с ним взаимоотношения, присутствовать на суде иностранные граждане должны лично. Любая другая посредническая деятельность в направлении подбора детей на усыновление за рубеж, на территории России запрещена.

Двухсторонние договора о сотрудничестве государств по усыновлению российских детей заключены с Италией, Испанией, Францией.

Усыновление детей гражданами зарубежных стран в России происходит довольно сложно и длительно, вся процедура может занять около полутора лет.

Особенности усыновления детей иностранными гражданами

Усыновление российского ребенка иностранцем производится по законам государства, в которое ребенок переедет вместе с новыми родителями. Исключение составляют случаи, когда один и супругов является российским гражданином, тогда усыновление будет произведено по законам РФ.

Для получения доступа в банк данных детей граждане заграничных государств должны представить документы в региональное отделение соцзащиты или федеральному оператору:

  • заявление с просьбой разрешить знакомство с банком данных детей, нуждающихся в усыновлении;
  • анкеты;
  • обязательство органа, отвечающего за усыновление в иностранном государстве, о необходимом контроле и постановке ребенка на учет в консульстве РФ;
  • обязательство усыновителя о предоставлении компетентным органам возможности осуществлять контроль за воспитанием и содержанием усыновленного ребенка;
  • копия документа, подтверждающего личность усыновителя, его гражданство;
  • копия документа о семейном положении;
  • согласие супруга или супруги, если усыновление осуществляется одни из них;
  • заключение органа, отвечающего за усыновление детей из других стран того государства, откуда приехал усыновитель, о возможности усыновления. К заключению прилагаются акт обследования и фотографии жилья;
  • копия лицензии этого органа;
  • документ о медицинском обследовании.

Требования к здоровью усыновителя должны соответствовать установленным нормам для желающих усыновить ребенка в России.

Бумаги должны быть легализованы, переведены на русский язык, заверены в консульстве РФ или у российского нотариуса.

Дальше усыновление российских детей иностранными гражданами происходит по той же схеме, что и для россиян. Будущий родитель должен пройти курсы приемных родителей либо у себя и привезти соответствующий документ, либо в России.

После этого он получает доступ к банку данных, выбирает ребенка и получает от оператора направление в детское учреждение, где ребенок проживает.

За срок, предоставленный иностранцу, он должен встретиться с ребенком, наладить с ним общение, сообщить в письменном виде оператору или в региональное отделение соцзащиты о своем выборе.

Усыновитель может получить все сведения о ребенке и самостоятельно провести ему медицинское обследование в учреждении по его выбору.

О том, что он ознакомился с состоянием здоровья ребенка, иностранный гражданин должен подтвердить письменно.

Дальше процесс усыновления должен проходить в суде. В суд, кроме вышеперечисленных документов, иностранец должен подать прошение об усыновлении.

Дела об усыновлении детей гражданами других стран рассматриваются в суде не ниже городского, имеющего федеральное значение. Место суда определяется по месту проживания усыновляемого ребенка.

Дети с 14 лет присутствуют на суде, от 10 до 14 вызываются в суд вместе с законным представителем (как правило, сотрудником органа опеки) по необходимости.

Заседание, на котором выносится решение об усыновлении, является закрытым.

Документ о рождении оформляется в России. Кроме того, усыновитель должен поставить на учет ребенка в российском консульстве или дипломатическом представительстве, находящемся на территории государства, куда уезжает ребенок. Сделать это можно, находясь на территории России и обратившись в свое консульство.

Органы, которые будут осуществлять контроль за воспитанием, здоровьем, содержанием ребенка на территории другого государства, должны высылать отчеты о результатах контроля в Россию: в первый год после усыновления – каждые три месяца, затем – каждые полгода, после трех лет – один раз в год.

Статистика усыновления детей иностранными гражданами

В прошедшем году россияне усыновили и удочерили 7082 ребенка, иностранцы – 3355 детишек. Причем детей — инвалидов и больных ребят иностранные граждане усыновляют намного чаще, чем российские.

Это объясняется тем, что на лечение больного ребенка, его реабилитацию потребуются немалые средства, и в России родители предпочитают в этих случаях брать ребенка в приемную семью, чтобы получать пособия, которые можно расходовать на оздоровление детей. При усыновлении пособия не выплачиваются.

Иностранцы никаких пособий не получают, и лечат их на территории своей страны за собственные средства.

Общая информация

Главным юридическим актом, регламентирующим усыновление, является Семейный кодекс РФ .

Он дает возможность усыновлять детей гражданами России. а также иностранцами .

Особенно активно стали усыновлять российских детей иностранцы после распада СССР. когда пал «железный занавес» с Западным миром.

Источник: https://pravootveta.ru/usynovlenie-detej-inostrannymi-grazhdanami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.