Характеристика на ребёнка сироту

Содержание

Характеристика на детей в сирот

Характеристика на ребёнка сироту

§ Активное включение детей-сирот в работу учреждений дополнительного образования за пределами школы интерната. Это обогащает их эмоциональный и коммуникативный опыт, дает возможность определить позицию своего «Я» в разных микросоциумах. При этом очень хорошо, если ребенок посещает не один кружок (студию, школу искусств), а 2-3, в которых взаимодействует с разными группами детей.

Все сиротские учреждения (СУ) выполняют задачи не только физического «взращивания» ребенка, но и воспитательную, образовательную и иные, способствующие подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе.

Тем не менее, ( СУ) не в состоянии полноценно выполнить функции благополучной семьи, и феномен социального сиротства исследователями рассматривается как стрессовая и трагическая ситуация, оставляющая глубокий след в судьбе ребенка.

Социально-педагогические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т. е. являются социальными сиротами, или сиротами при живых родителях.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.

Видимо, с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Характеристика ребёнка — сироты в общеобразовательном учреждении

Личностные особенности: самооценка заниженная, не честолюбив. Общение в школе: друзей в классе довольно много, но некоторые соученики с ним не общаются. Общается со своей компанией, в общении с новыми людьми теряется, робеет. Скрытен. Ориентируется преимущественно на мнение окружающих. Со взрослыми сдержан, всегда адекватно реагирует на полученные замечания.

Атмосфера в семье неконфликная, но отношения недостаточно доверительные, уровень взаимопонимания с бабушкой невысокий, опекун строго контролируют ее поведение и ограничивает самостоятельность. Отношения классного руководителя с опекуном можно охарактеризовать как нейтральные.

Психолого – педагогическая характеристика детей-сирот разного возраста

По данным исследований А.М.Прихожан, Н.Н.

Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из СУ, не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач.

Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.

Дети подросткового возраста.

Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

:  Социальная Поддержка Молодой Семьи

Общая характеристика института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Процессы реформирования всех областей социальной жизни и поиски современных путей решения основных социальных проблем, происходящие в нашей стране в последние годы, болезненно отражаются на наименее социально защищенных категориях граждан. В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало сиротство.

Неблагоприятная демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с каждым годом, при общем снижении рождаемости, относительно большее количество детей рождается в неблагополучных семьях.

Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одним из стратегических приоритетов государственной политики.

После 1917 г. года основная форма заботы о детях стала носить государственно-общественный характер. Во времена голода в первые годы после гражданской войны (1921 — 22 гг.) появилась масса безнадзорных детей, своего рода социальное сиротство.

К 30-м годам ХХ века подавляющее число воспитанников детских приёмников всё ещё составляли круглые сироты. Страна производила сирот массовыми раскулачиваниями, репрессиями, войнами.

В сталинские времена детские дома пополнялись за счёт детей репрессированных.

Центр юридической помощи

Опека может быть назначена по заявлению самих родителей в случаях, когда родители не способны выполнять свои обязанности в силу бытовых или семейных обстоятельств.

Основанием для установления такой опеки также является наличие уважительных причин, таких, как, например временное проживание в другом месте (в т.ч. в связи с работой), длительная командировка (особенности работы, например вахтовый метод), тяжелое заболевание родителя и т.д.

Родителям необходимо указать потенциального опекуна и срок, при этом к опекуну применяются те же требования, что и при обычной процедуре. В случае его отказа или несоответствия критериям опека не устанавливается, и родители вправе предложить другую кандидатуру.

Опекунство в данном случае осуществляется на безвозмездной основе, т.к. обязанности по содержанию ребенка остаются на родителях.

Опеку и попечительство, как правило, оформляют родственники ребенка: бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры и т.д. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Если ребенок достиг 10-летнего возраста, необходимо его согласие для установления опеки.

Характеристика учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

Целевая установка всех детских домов – это социальная защита
детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передача им навыков поведения в обществе, определение для них оптимального жизненного пути, восстановление психосоциального и физического здоровья.

Характеристика на ребёнка сироту

Дарение между близкими родственниками происходит по стандартной схеме, что и между иными лицами. Москве На втором месте по величине окладов находится судья Верховного суда. С водителя автомобиля, не получавшего ранее прав, взимается сумма от 5 000 до 15 000 рублей.

В исследованиях Н. По данным Т. Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития в эмоциональной сфере. По исследованию А. Прихожан, Н. Игры, которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им.

Юношество характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности:. Издание монографии за 15 т. Подписка Через подписные агентства.

Психолого-педагогические характеристики детей-сирот как объектов профессиональной деятельности социального педагога.

:  Нужно Ли Информировать Налоговую О Смене Прописки

Образец характеристики ребенка сироты для усыновления

При этом в согласии может быть указано конкретное лицо, либо выражена просьба о подборе опекуна. паспорт предъявляется кандидатами лично.

о том, лишался ли он родительских прав, был ли ограничен в родительских правах, было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным; о том, признавались ли дети кандидата в опекуны (попечители) нуждающимися в государственной защите, отстранялся ли кандидат в опекуны (попечители) от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него; справку о размере заработной платы (денежного довольствия) кандидата в опекуны (попечители) либо копию декларации о доходах или иной документ о доходах за предшествующий установлению опеки (попечительства) год Управление (отдел) образования в течение двух недель со дня обращения кандидатов в опекуны (попечители) проводит обследование условий жизни кандидатов в опекуны (попечители), изучает их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в опекуны (попечители) (далее – акт обследования).

В нем также учитываются плюсы и минусы. Школьный возраст уже осознанный. Дети этого возраста уже четко знают, что они хотят, а что нет. Умеет воспринимать критику, хоть и не с особым удовольствием. В этом возрасте он все понимает.

Уже приблизительно знает, кем хочет стать в жизни. Какую профессию получить. Постепенно вырабатывается своя точка зрения на окружающий мир и поступки. При написании характеристики в школу, также стоит учесть жилищные условия семьи.

Как и где он живёт.

Особенности отношения детей-сирот к произведениям изобразительного искусства

Понятие социальной адаптации детей-сирот и детей с ограниченными возможностями. Дезадаптированность сирот в социуме. Дезадаптированность детей с ограниченными возможностями. Проблемы адаптации детей в МДОУ. Актуальность исследуемого вопроса.

Понятие самосознания личности. Отличительные особенности развития самооценки детей-сирот. Работа по изучению самосознания воспитанников интерната: особенности технологии. Эмоциональный компонент самосознания детей, лишенных родительского попечительства.

Опыт переживания одиночества подростками из СУ составляет 70%. Выход из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…).

— склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению — злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Сущностная характеристика и особенности развития детей-сирот дошкольного возраста

Дети, лишенные родительской опеки, временно определяются в различные государственные учреждения (дома ребенка, интернаты и т.д.) Это дети, которые выросли без любви, потому что нежеланны, ненавистны от рождения, потому что ими никогда не интересовались и не занимались.

В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети раннего возраста, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей, которые растут в семье.

Социальная характеристика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)

6. Осуществление мониторинга, позволяющего проанализировать эффективность работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников детского дома.

  1. Профилактические работы и методы воспитания

:  Запрет выдачи гражданина рф другому государству

Профилактические работы: встреча с работниками правоохранительных органов, проведение вечеров, лекций, игр на правовую тему для подростков; воспитание у воспитанников сознательного отношения к выполнению законов и правил проживания в микросоциуме; индивидуальная работа с лицами, склонными к совершению уходов и правонарушений, то есть формирование правовых знаний, например: беседы и воспитательные часы по теме «Правила поведения в детском доме, в школе, в общественных местах, в транспорте»; выставка-семинар «Документы, обеспечивающие правовую ответственность и меры пресечения правонарушений в обществе»; правовые игры «Знаете ли вы закон?». Оказание помощи в трудоустройстве подростков на летний период.

1. Сформированные умения и навыки законопослушного поведения воспитанников детского дома и сокращение числа детей, состоящих на различных формах учета в учреждении и учреждениях системы профилактики правонарушений.

Характеристика эмоционально-нравственных эталонов детей-сирот

Особый интерес в эмоциональной сфере и формировании нравственных эталонов представляют различия между детьми, воспитывающимися в детских садах и в детских домах.

Развитие эмоциональной сферы влияет на формирование первых социально-нравственных эталонов, связанных с понятиями «хорошего», «плохого», «доброго» и «злого», дошкольники начинают постепенно на основе этих эталонов дифференцировать людей по данным критериям.

К первой группе были отнесены дети с высоким уровнем выраженности социальных эмоций. У этих детей еще только формируются адекватные социально-нравственные эталоны. Им свойственно воспринимать все и всех как «хороших». Следует отметить, что в выборке оказались в основном дети, воспитывающиеся в семье.

Дети-сироты это

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Дети-сироты». Полученная информация поможет вам понять, что такое Багаж. Если по вашему мнению определение термина «Дети-сироты» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

Источник: https://lawcapital.ru/bez-rubriki/harakteristika-na-detej-v-sirot

Характеристика ребёнка – сироты в общеобразовательном учреждении

Характеристика на ребёнка сироту

ХАРАКТЕРИСТИКА

ученика 11–А класса

Донецкой ОШ № 77

Петрова Петра Петровича,

1996 года рождения,

проживающего по адресу:

83020, Донецк, ул. Петровская, д.3, кв. 9

Пётр обучается в ДОШ №77 с 1-го класса.

Учеба: учится хорошо, с интересом, много читает, дополнительно занимается английским языком.

Поведение: покладист, дисциплинирован, спокоен, доброжелателен, конфликтов с учениками и педагогами нет, не очень усидчив, «воспитуемость» выше среднего.

Общественная активность высокая. Мальчик инициативен, проявила себя как неплохой организатор, охотно выполняет поручения, занимает лидерские позиции в классе, пользуется авторитетом среди одноклассников.

Увлекается спортом, посещает секцию в ФОКе по футболу. Его интерес к спорту проявляется в различных спортивных школьных соревнованиях.

Увлекается не только футболом, но и другими видами спорта: баскетбол, волейбол, теннис.

У подростка развиты такие качества, как гуманизм, товарищество, чувство долга и порядочности. В отношении с одноклассниками и учителями вежлив и тактичен.

Общение в школе: много друзей, очень общителен, открыт, не боится выступать в незнакомой обстановке, отзывчив, самостоятельность мышления недостаточная, является «опорой педагога».

Личностные особенности: уверен в себе, уровень самооценки довольно высокий, нечестолюбив, вызывает симпатию педагога.

Атмосфера в семье неконфликная, но отношения недостаточно доверительные, уровень взаимопонимания с бабушкой невысокий, опекун строго контролируют ее поведение и ограничивает самостоятельность. Отношения классного руководителя с опекуном можно охарактеризовать как нейтральные.

Директор ДОШ № 77

Классный руководитель

Практический психолог

ХАРАКТЕРИСТИКА

ученика 7- А класса

Донецкой ОШ № 77

Ильина Ильи Ильича, 2001г. р.,

проживающего по адресу:

83020, Донецк,

ул. Ильина, д.31, кв.7

Илья обучается в средней школе №77 с седьмого класса. До этого обучался в Донецкой школе-интернате № 111.

Учеба: Подросток не ориентирован на познавательную активность, по предметам успевает слабо. Уровень обученности низкий. Отмечаются нарушения внимания, низкий уровень концентрации, распределения. На уроках отвлекается на внешние раздражители.

При выполнении учебных заданий не способен переключаться с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность, исправить ошибку, если на неё указано. Требуется время на врабатываемость. Прочитанный текст из-за ошибок понимает до конца не всегда, пересказывает самостоятельно.

Логическое мышление развито слабо, не может сделать элементарные выводы, решить примеры логической направленности. Словарный запас не соответствует возрастным нормам. Записи в тетрадях делает неаккуратно, пишет с множеством ошибок.

По математике вычислительные операции выполняет медленно, с большим количеством ошибок, не всегда понимает смысла задачи. В учебной деятельности подросток нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении на всех этапах урока.

Общение в школе: адаптация проходит хорошо. В отношении с одноклассниками и учителями вежлив и тактичен, очень общителен, открыт, не боится выступать в незнакомой обстановке, отзывчив, самостоятельность мышления недостаточная.

Личностные особенности: уверен в себе, уровень самооценки довольно высокий, нечестолюбив, вызывает симпатию педагога.

Атмосфера в семье неконфликтная, опекун строго контролируют поведение Ильи и ограничивает самостоятельность. Бабушка поддерживает тесный контакт с учителями.

Директор ДОШ № 77

Классный руководитель

Практический психолог

ХАРАКТЕРИСТИКА

ученика 8- А класса

Донецкой ОШ № 77

Сидорова Сидора Сидоровича, 2000 г. р.,

проживающего по адресу:

83020, Донецк,

ул. Сидорова, д.34, кв.5

Сидор обучается в средней школе №77 с шестого класса. До этого обучался в Донецкой школе-интернате № 222.

Учеба: подросток не ориентирован на познавательную активность, по предметам успевает слабо. Уровень обученности низкий. Отмечаются нарушения внимания, низкий уровень концентрации, распределения. На уроках отвлекается на внешние раздражители.

При выполнении учебных заданий не способен переключаться с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность, исправить ошибку, если на неё указано. Требуется время на врабатываемость. Прочитанный текст из-за ошибок понимает до конца не всегда, пересказывает самостоятельно.

Логическое мышление развито слабо, не может сделать элементарные выводы, решить примеры логической направленности. Словарный запас незначительный. Записи в тетрадях делает небрежно, пишет с множеством ошибок. По математике вычислительные операции выполняет медленно, с большим количеством ошибок, не всегда понимает смысла задачи.

В учебной деятельности подросток нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении на всех этапах урока.

Общественная активность средней выраженности, не является лидером, организатором, не инициативен. Обычно выступает в роли ведомого, авторитет в классе не пользуется. От общественных поручений при этом не отказывается.

Личностные особенности: самооценка заниженная, не честолюбив. Общение в школе: друзей в классе довольно много, но некоторые соученики с ним не общаются. Общается со своей компанией, в общении с новыми людьми теряется, робеет. Скрытен. Ориентируется преимущественно на мнение окружающих. Со взрослыми сдержан, всегда адекватно реагирует на полученные замечания.

Школа оказывает должное внимание семье Сидора. Ежеквартально проводятся рейды с посещением на дому. Семье оказывается материальная и гуманитарная помощь. В каникулярное время мальчик всегда посещает оздоровительные школьные лагеря.

Общение в семье: отношения с опекуном доверительные и открытые, взаимопонимание полное, атмосфера в семье дружелюбная. Мальчику предоставлена большая самостоятельность, контроль за его поведением не жёсткий. Опекун поддерживает тесный контакт с учителями.

Директор ДОШ № 77

Классный руководитель

Практический психолог

Источник: https://infourok.ru/harakteristika-rebyonka-siroti-v-obscheobrazovatelnom-ucherezhdenii-1122843.html

Характеристика социальных детей-сирот разного возраста

Характеристика на ребёнка сироту

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения.

Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях.

У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Рассмотрим психолого-педагогические характеристики разного возраста у детей-сирот.

Дошкольный возраст. Дети дошкольного возраста в сиротских учреждениях отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками.

Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности.

В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.

В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из СУ значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей которые растут в семье. [1, с.5-13]

По данным Т.П.Гавриловой, кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижение – такое личностное новообразование дошкольного возраста – формируется у этих детей дефектно. Наиболее отчетливо проявляется недостатки развития эмоциональной сфере.

Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего.

Представления о собственной семьи у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение.

Борьба за новую индентичность при поступлении их в детское учреждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью.

Дети –сироты, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в специальное учреждение (СУ), не знают, как играть с игрушками, играми. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

Младший школьный возраст.

Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой.

Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет.

По данным исследований А.М.Прихожан, Н.Н.

Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из СУ, не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач.

Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.

Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из СУ, что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя.

В это время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники СУ с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми.

Ограниченное, большей частью групповое общение детей со взрослыми не предоставляется самостоятельности ребенку.

Дети подросткового возраста.

Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

По данным А.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей.

Наиболее распространенными ответами подростков из СУ показателем счастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Таким «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья.

Обращение к игрушке, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей.

Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками из СУ составляет 70%. Выход из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…).

При работе с подростками из СУ следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности.

Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии.

У подростков из СУ это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями.

Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: « Как я теперь буду жить?», « Что мне делать одному в этом мире?», « Кому я нужен на земле?». [4]

Юношество. Юношество характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности:

– неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

– нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

– низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

– слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

– потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

– неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны;

– несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;

– несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей ( еда, одежда, жилище, развлечения );

– низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

– склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми.

С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой. [14,с.66-80]

В плане изучения специфических особенностей формирования личности ребенка, воспитывающегося вне семьи, имеют не мало важное значения его стремления, желания, надежды, профессиональные и другие намеренья, т.е. его отношение к своему будущему. Одна из обязательных потребностей человека – определения своего места в жизни, осознание своей личной значимости, собственного Я.

Многие психологи подчеркивают, что развитию личности прежде всего способствуют осуществлению задач будущего «Направленность личности на чрезмерно конкретное будущее может с большой долей вероятности вызвать развитие депрессивного состояния – либо в результате недостижимости цели, поставленной в столь конкретной форме, либо в следствии внутренней опустошенности после достижения узенькой мечты жизни [24]».

На каждом возрастном этапе жизни ребенок требует особого подхода.

Переход от одного возрастного этапа к другому характеризуется прежде всего сменой ведущей деятельности и возникновением на базе этого новых личностных образований, с которыми связаны все другие особенности данного периода развития [5].

В подростковом возрасте формируются такие психологические новообразования, как подсознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы, желание и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения.

Но эти новообразования не возникают сами по себе, они – результат обучения и воспитания ребенка на предшествующих ступенях онтогенеза. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства, интересы и желания других людей, он должен научиться сначала сопереживать близким, окружающим его.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 1199 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/16-8442.html

24. Характеристика детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интерната… — Arika Sauron — @дневники: асоциальная сеть

Характеристика на ребёнка сироту

Вторник, 08 декабря 2015

09:38 

24. Характеристика детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) – актуальная проблема нашего времени.Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше.Для воспитанников закрытых детских учреждений каждой возрастной ступени характерны специфические и различные комплексы психологических черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье.Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее), эмоциональную уплощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа Я, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и поведения и многое другое.Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме, доме ребёнка и интернате, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.Лишенные попечения родителей, они, как правило, имеют потребность в общении, и потому при благоприятных условиях возможна сравнительно быстрая коррекция их развития. Таким образом, отклонения и задержки в развитии психики и личности ребёнка, воспитывающегося в доме ребёнка, детском доме и интернате, возникшие на ранних этапах онтогенеза, не являются фатальными.Кратко формулируя особенности детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать следующие выводы:1. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе.2.Совместная деятельность и общение детей со сверстниками. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа. По операционному составу (по совершаемым действиям) такая деятельность очень напоминает ролевую игру, но по субъективному, психологическому содержанию существенно отличается от нее. Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.).3.Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы.4.Проблемы нравственного развития личности воспитанников. Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.5.Социализация детей –сирот. Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников.6.Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе.Несмотря на наличие некоторых общих особенностей, характеризующих психическое развитие детей-сирот, следует иметь в виду, что в качестве субъекта психолого-педагогического сопровождения они представляют собой достаточно условную группу, внутренне дифференцированную. По существу, единственным основанием, позволяющим объединить воспитанников детских домов, является депривационный синдром. При этом, каждый ребенок имеет свою индивидуальную историю сиротства, свой опыт отношений со взрослыми, свой особый характер личностного развития, который не во всех случаях может быть квалифицирован, как отставание или задержка психического развития. В силу этих обстоятельств, психолого-педагогическое сопровождение психического развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, может носить только индивидуальный характер.

Также большое влияние на личность ребенка оказывает тот факт, что он развивается в условиях депривации.

Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Для понимания сущности адаптации и для правильной организации работы педагогов и патронатных воспитателей необходимо понимание динамики состояний ребенка, пережившего разрыв с семьей. Рассмотрим этапы переживания горя и потери :1. Шок и отрицание (главная особенность поведения ребенка на этой стадии состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю).2. Стадия гнева.3. Депрессия и вина (тревога, тоска, депрессия, вина).3. Завершающая стадия — принятие.В целом, в период адаптации к приемной семье и свыкания с потерей, поведение ребенка характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут подавляться) и расстройством учебной деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого периода воспитатели могут оказать существенную помощь ребенку, и это послужит «цементом», скрепляющим новые отношения. Однако если какие-либо из перечисленных выше проявлений сохраняются на более долгий срок, необходима помощь специалистов.Вышеприведенное описание относится к сфере внутренних переживаний детей, столкнувшихся с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. При этом существует четкая динамика в процессе простраивания внешних отношений с теми людьми, которые заботятся о ребенке, и становятся для него близкими, в той или иной степени заменяя родителей.Для того, чтобы преодолеть негативные последствия разрыва с родителями, ребенку необходимы определенность и чувство безопасности , физическая забота, утешение. Базисное чувство безопасности, определяемое качеством привязанности, определяет степень адаптации ребенка и влияет на уровень общего психического развития (Бардышевская, Максименко ). Потребность ребенка в безопасности является базовой. Удовлетворение или фрустрация этой потребности зависит от стратегии воспитания, которую выбирает новая мать. Тревожный, не чувствующий безопасность ребенок, пытается удовлетворить потребность в безопасности путем выбора определенной стратегии поведения, зачастую неадекватной действительности: враждебность с целью расплаты с отвергающим взрослым; сверхпослушание для возврата любви значимого близкого, жалость к себе как призыв к сочувствию, идеализация себя как компенсация чувства неполноценности. Результатом является невротизация потребностей ребенка. Особенности поведения замещающего взрослого во время общения с ребенком обуславливают качество формирующегося у него типа привязанностей, а сформированная привязанность способствует интенсивному и разностороннему психическому развитию (Андреева, Хаймовская, Максименко ). Новым родителям нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Им необходимо внимательно относиться к воспоминаниям ребенка, которому необходимо поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Необходимо сохранять п амятные вещи и помогать в налаживании жизни и учебы. Родители детей с ненадежной привязанностью демонстрируют чрезмерное вмешательство в действия ребенка (нарушение границ), не учитывают его собственных желаний и потребностей и не отвечают на его запросы ( Grossman ). Нарушенное материнское отношение, неадекватная организация общения с ребенком, проявление матерью авторитаризма, отвержение, гиперопека или инфантилизация ребенка способствуют фрустрации его потребностей. Чрезмерная опека порождает инфантилизм и неспособность ребенка к самостоятельности, излишняя требовательность – неуверенность ребенка в себе, эмоциональное отвержение – повышенный уровень тревожности, депрессии, агрессии. Материнское отношение должно соответствовать потребностям развития ребенка. Э.Фромм обозначил как «гетерономное воздействие» отношение матери, противоречащее естественному росту ребенка, при котором свободное, спонтанное выражение желаний и потребностей ребенка подвергается различным ограничениям, что вызывает различные психические патологии. Э.Фромм исследовал и различие влияний привязанности ребенка к матери и к отцу на разных стадиях развития ребенка. Им показано, что по мере взросления привязанность к матери теряет значимость и после 6-и лет актуализируется потребность ребенка в отцовской любви и руководстве. «Развитие от привязанностей, концентрирующихся вокруг матери, к привязанностям, концентрирующимся вокруг отца, и их постепенное соединение образуют основу духовного здоровья и позволяют достичь зрелости. Отклонения от нормального пути этого развития составляют причину различных нарушений».Таким образом, сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему ( Ainsworth , Мухамедрахимов). Это в полной мере относится и к замещающим родителям. Замещающая семья должна обладать опытом воспитания такого ребенка, понимать закономерности развития ребенка и последствия утраты привязанности к кровным родителям, влияние их собственного отношения к ребенку на его развитие, т.е. быть достаточно подготовленной, в дальнейшем такой семье будет нужна помощь специалистов.

  • ← Предыдущая запись
  • Следующая запись →

Источник: https://arikasauron.diary.ru/p207095866.htm?oam

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.